Опыт Галилея (Часть 1)
Хиви НАСА . Еще довод:
– Но по фильму и получается, что астронавт в
«безвоздушной среде» опускается на поверхность Луны быстрее, чем это делает
песчинка. На них, что, по‑разному действует закон свободного падения?
Вы не можете по фильму замерить то время, за которое падает
песчинка, во всяком случае, к научному рассмотрению такие короткие промежутки
времени, замеренные секундомером, не принимаются. А еще и по кинопленке. А что,
подкова и лошадь на Земле не падают с одинаковой скоростью? Если фильм –
подделка, то, что, на астронавта и песчинку тоже по‑разному действует закон
свободного падения, хотя дело происходит на Земле? Как же они эту аномалию
воспроизвели на Земле?
– А они и не воспроизводили. Это киномонтаж.
– Так что, они засняли отдельно песчинку с Луны и
отдельно – космонавта???
– Такой эпизод в фильме. Олдрин с шутками и прибаутками
спрыгивает с последней ступеньки лунного модуля на «Луну». Высота около 0,8 м,
он руками придерживается за лестницу. Поскольку его вес в скафандре 27 кг, то
есть в четыре раза легче, чем в одних трусах на Земле, то для его тренированных
мускулов этот прыжок равносилен спрыгиванию на Земле с высоты 0,2 м, то есть с
одной ступеньки. Попробуйте спрыгнуть с такой высоты (20 сантиметров!), даже
придерживаясь за что‑нибудь рука ми, и посмотрите на свое состояние. Олдрин при
прыжке со ступеньки медленно опустился на поверхность, затем у него начали
сгибаться колени и он согнулся в пояснице, то есть он так тяжело ударился при
«прилунении», что его тренированные мускулы не удержали тело в скафандре в
вертикальном положении.
– Ну, спрыгнул я с такой высоты. И тоже согнулся. А вы‑то
сами пробовали? А, теоретики… Не, ну, можно, конечно, так это нарочно прыгать
«солдатиком», но зачем?
–Астронавты повторили на Луне опыт Галилея: кинули перо и
молоток, чтобы они упали одновременно, чтобы доказать, что они на Луне. Но это
доказывает только то, что там также действует закон свободного падения. Они,
наверное, потом это перо в задницу засунули тому умнику, который придумал этот
фокус. Время падения тела с высоты Нравно квадратному корню из 2h/a, где а –
ускорение свободного падения. Астронавты кидают предметы с высоты примерно 1,4
метра, при лунном тяготении в 1,6 м/сек2 они должны упасть на поверхность за
1,3 секунды. Я несколько раз прокрутил кусок фильма и замерил время падения
секундомером. Среднее время падения получилось 0,83 сек. (Кстати, поясню
оппонентам, что в технических экспериментах время замеряется секундомером, а не
на глаз и не по ходикам с кукушкой.) Отсюда по формуле а = 2h/t2 легко
считается ускорение свободного падения. Оно составило 2 х 1,4 I 0,832 = 4,1 м/сек2.
А на Луне эта величина должна составлять 1,6 м/сек2, значит, это не Луна!
Доэкспериментировались, умники?!
– А правда, где же американцы снимали свое «лунное
кино»? Если ускорение свободного падения равно 4 м/с2, то это – уж точно не
Луна. На Луне оно действительно равно 1,6 м/с2, т.е. в два с полови ной раза
меньше. Но это – и не Земля: здесь оно равно 9,8 м/с2, в два с половиной раза
больше тех 4 м/с2, что вы намерили по кинофильму Из ближайших к Земле небесных
тел подходит либо Меркурий, либо Марс: и там, и там ускорение свободного
падения равно 3,7 м/с2 – очень близко (с точностью 10%) к полученной вами
величине.
Наверное, до Вас с Вашим секундомером еще никому не
удавалось так ловко вывести насовцев на чистую воду. На Луну слетать у них явно
не получилось, вот и пришлось провернуть вариант попроще: втихаря махнуть на
Марс и там «на натуре» быстренько сляпать свои фото – и кинофальшивки.
(Домерился, умник?!)
Ю.И. МУХИН . Не надо про Марс, грусть моя, в
Голливуде это снималось, в Голливуде! Бросил «Армстронг» вместе с молотком
свинцовое «перо», а потом эту съемку замедлили.
Хиви НАСА . Вообще‑то по двумерному изображению
невозможно точно определить высоту, с которой падали предметы. И, как уже
говорилось, такое время секундомером не меряют. Если уж анализировать, то надо
добыть кусок кинопленки, на котором запечатлено падение, и смотреть, сколько
кадров падают предметы, найти соответствующий этому количеству кадров интервал
времени и т. д.
Такой покадровый анализ сейчас доступен любому, имеющему
доступ в Интернет. На сайте NASA имеется видеоролик
www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a15/a15v_1672206.mpg(6 мегабайт), на
котором изображен этот самый пресловутый опыт Галилея на Луне. Судя по его
качеству, это, скорее всего, не киносъемка, а видеозапись прямой телепередачи с
Луны. Если изучить его с помощью какого‑нибудь видеоредактора, то можно
установить, что его частота кадров – 30 в секунду, а падение предметов на нем
длится 36 кадров. Ниже приведены некоторые кадры из этого видеоролика (первый –
начало процесса падения) (рис. 114).
Первый и пятый кадры отличаются очень мало, т. к. в начале
падения скорость предметов незначительна, но при покадровом просмотре тот
момент, когда астронавт разжимает руки, фиксируется достаточно четко. Перышко
при падении видно как радужное пятно – скорее всего, из‑за несовершенства
портативной цветной видеотехники конца 60‑х годов прошлого века.
Время падения предметов, очевидно, равно 36/30=1,2 секунды.
Отсюда, если принять, что высота падения составляла 1,4 метра, найдем
ускорение: 2х1,4/1,22=1,9 м/с2. Это немного больше, чем 1,6 м/с2 – истинное
значение ускорения свободного падения на Луне. Однако вспомним, что хотя время
падения мы определили более‑менее точно, но высоту падения взяли «от фонаря»,
так что сравнительно небольшая (20%) ошибка не должна нас удивлять.
А перед тем, как включать секундомер, иногда полезно
предварительно включить собственные мозги. У американцев наверняка была не
профессиональная 35‑миллиметровая камера (такие камеры слишком громоздкие и
тяжелые, чтобы тащить их на Луну, да и пленки они съедают немерено), а 8 – или
16 – миллиметровая. Скорость съемки у таких камер, как правило, 16 кадров в
секунду. Если скопировать пленку с такой камеры на 35‑миллиметровую «кадр в
кадр», а потом показать полученную 35‑миллиметровую копию со стандартной для
такой пленки скоростью 24 кадра в секунду, то, как нетрудно сообразить,
временные интервалы уменьшатся при таком показе в полтора раза. Скорости тел в
полтора раза увеличатся. А ускорения при таком «сжатии времени» в полтора раза
возрастут в 1,52=2,25 раза – это видно хотя бы из формулы для определения
ускорения по высоте и времени падения с этой высоты а = 2h/t2: если время
падения уменьшится в 1,5 раза, то полученная по этой формуле величина ускорения
увеличится в 2,25 раза. Таким образом, если 16‑миллиметровая пленка в самом
деле снималась там, где ускорение свободного падения составляет 1,6 м/с2, то по
35‑миллиметровой копии исходного фильма мы найдем, что это ускорение составляло
где‑то около 1,6*2,25=3,6 м/с2. Вот как просто, оказывается, принять Луну за
Марс – если не знать, с какой скоростью кино снимали и с какой показывали.
|