Киношные ляпы (Часть 2)
Астронавты «Аполлона‑11» выходили только на лунную
поверхность. Не было у них предусмотрено в программе бесцельных шатаний в
космосе на околоземной орбите: опасностей в их экспедиции хватало и без того. И
космический полет – не увеселительная прогулка, астронавты не выходят в
открытый космос только потому, что им стало скучно. А выход, показанный в
фильме, был осуществлен в полете «Аполлона‑9»: астронавт Рассел Швейкарт вышел
в космос почти на час для испытания лунного скафандра в условиях вакуума. Он
перешел в лунный модуль и вышел в космос из его люка.
Шлюзов на «Аполлонах» действительно не было. Воздушный шлюз
– это довольно громоздкое сооружение (как‑никак, в нем должен помещаться
человек в скафандре) да и лишняя масса в лунных экспедициях ни к чему. (Кстати,
шлюз, из которого впервые в мире выходил в открытый космос Леонов, был…
надувным\ Хотите – верьте, хотите – нет.) А если у корабля нет шлюза, то выйти
из него можно, только разгерметизировав весь корабль. Поэтому перед выходом од
ного из членов экипажа в космос остальные тоже надевали скафандры, а затем
астронавты стравливали давление в корабле и открывали люки. Так же выходили
астронавты и на лунную поверхность, т. к. в лунном корабле шлюза тоже не было.
Во время выхода Швейкарта астронавт Дэвид Скотт ненадолго
выглянул из люка основного отсека, и Швейкарт сфотографировал его и снял на
кинопленку. Фото Скотта в люке приведено на рис. 112, а кинокадры можно найти
здесь: http://spaceflight.nasa.gov/gallery/video/apollo/apollo9/mpg/
apollo09_onbclip05.mpg (2,8 Мбайт). (И почему, кстати, основной люк «Аполлона»,
по‑вашему, «неизвестно откуда взялся»? Ведь астронавты как‑то должны были
попадать в свой корабль и выходить из него.)
«Аполлон‑9» не собирался лететь к Луне, а выполнял
испытательный полет по околоземной орбите и ко времени выхода в открытый космос
был давно уже отстыкован от носителя. Поэтому неудивительно, что на этих кадрах
нет третьей ступени.
В ходе лунной программы астронавты выходили в открытый
космос на околоземной орбите единственный раз – во время полета «Аполлона‑9».
Были и еще три выхода в космос, но они происходили в дальнем космосе: при
возвращении с Луны, вскоре после перехода на траекторию полета к Земле. В
служебном отсеке «Аполлона‑15, – 16» и – 17» была установлена научная
аппаратура, и на обратном пути к Земле пилот командного отсека выходил в космос
и забирал оттуда кассеты с пленкой и другие материалы. На фото (рис. 113)
астронавт «Аполлона‑17» Рон Эванс доставляет в командный отсек большую кассету,
привязанную к его поясу. Видеофрагмент, на котором изображен этот выход,
находится здесь: http://www.hq.nasa.gov/office/pao/ History/alsj/a17/a17v_evanseva.mpg
(6,3 Мбайт).
– В фильмах много ляпов. Классическая киношная
оплошность: во время поездки на лунном автомобиле «Ровер» слышен шум мотора.
Прямо как в «Звездных войнах»: по космосу летают кораблики, и выстрелы лазеров
сопровождаются спецэффектами. Почему, если там нет воздуха, а ведь звук может
распространяться только по воздуху!
– Нет! Звук передается по твердым предметам тоже!
Космонавт сидит на «Ровере», а в нем работает мотор. Вибрация передается
скафандру, а оттуда – в микрофон рации.
А по‑вашему, что выходит – насовцы в школе физику
прогуливали и, делая свою подделку, нарочно сделали фонограмму работы мотора и
наложили ее на видеокадры?
Ю.И. МУХИН . Нет конечно. Просто в кинопавильоне звук
от двигателя внутреннего сгорания киношного «луномобиля» сквозь тонкий пластик
шлема проникал в микрофон. А на Луне никакого шума быть не могло даже от
танкового дизеля, поскольку:
– в вакууме звук не передается;
– в твердых телах (металле, дереве) он быстро затухает;
– ткани являются звукоизоляторами, а астронавты сидели
на нейлоновых сиденьях, и даже если бы их зады были звон кими, как мандолины,
то между сиденьем и их задом было несколько слоев ткани скафандра.
Да и о какой работе «мотора» хиви говорят? По легенде, на
Луне на «Ровере» на каждом колесе стоял электромоторчик потребляемой мощностью
максимум 75 Вт. Какой они могли произвести даже в сумме шум, если в троллейбусе
не слышна работа в тысячу раз более мощного электродвигателя, причем в
воздушной среде?
Хиви НАСА . А нам говорят:
– А что вы – чуть что, так сразу: «Да что, насовцы
дураки? Да неужели они того‑то и того‑то не знают?» Во всех фильмах есть ляпы.
Посмотрите на http://www.movie‑mistakes.com/ или на us.imdb.com (раздел Goofs)
– там в какой‑нибудь «Атаке клонов» десятки ошибок насчитали. Ведь Лукас не
дурак?
Разумеется, Лукас – не дурак. И, кстати, физику‑то он знает.
Пресс‑конференцию по поводу выхода на экран «Звездных войн» он начал так:
«Господа, я прекрасно знаю, что в космосе звук не распространяется. А теперь –
ваши вопросы!»
Но Лукас снимал, по сути, сказку, а не что‑то претендующее
на строгую научность. И он хорошо понимал, что космические взрывы в полном
безмолвии будут с точки зрения физики правильными, но совершенно не зрелищными.
А вы считаете, что насовцы сняли фальшивку и выдали ее за документальные кадры.
А это ведь не «Звездные войны», это совсем другое дело! Зрители кинофантастики
смотрят фильм и наслаждаются зрелищем, а про ошибки в фильме знают лишь редкие
придиры, не забывшие физику (или почитавшие http://www.movie‑mistakes.com/). А
кадры с Луны изучали (и очень внимательно изучали!) специалисты во всем мире. И
будь там какие‑то несуразности, уж они бы их отметили сразу же.
А вообще, не надо говорить о ляпах на съемке. Кинопленку
подделать невозможно: то, как прыгают астронавты, воссоздать в земных условиях
в 60‑х годах было нереально.
– А как же сделан фильм, ну, например, «Apollo‑13», с
Томом Хэнксом, а? Там они вовсю рассекают по кораблю, «Голубого Дуная» не
хватает!
– Да. Действительно. В самолете, летящем по параболе,
возни кает невесомость секунд на 15‑20, за которые и снимается дубль Это же
делается, чтобы ознакомить астронавтов и космонавтов с тем, что такое
невесомость. А повторить подобное с целым павиль оном, и чтоб при этом не
дрожали камеры – уж извините, тем более, с тогдашней техникой…
(Кстати, про «Ароllо‑13». Это – не кинофантастика, авторы
этого фильма старались максимально точно воспроизвести реальные события. Тем не
менее, и в этом фильме – масса ошибок. Например, дочка Ловелла держит в руках
пластинку битлов «Let It Be», которая вышла лишь в мае 1970 г., – а
действие фильма происходит в апреле. Когда астронавты страдают от холода в
своем корабле, пар изо рта… поднимается вверх – это в невесомости‑то! И так
далее. Так что голливудские киношники, как видно, даже «подделку под
реальность» длительностью в пару часов не могут сделать без грубых ошибок: не
потому, что они дураки, а потому, что просто невозможно учесть все без
исключения детали. А вы почему‑то верите, что насовские киношники сумели сделать
подделку, которая тянется уже тридцать с лишним лет. Да будь в насовских
кинокадрах хотя бы одна несомненная ошибка – вроде пара, поднимающегося вверх в
невесомости, – они давно бы «сошли с экрана»…)
Ю.И. МУХИН . А они и так сошли. На экране идут только
те документальные фильмы, в которых авторы над высадкой американцев на Луну
издеваются. А НАСА предпочитает заказывать в Голливуде художественные фильмы.
|