Качество фотографий
Хиви НАСА . Но нам говорят:
– Качество лунных фотографий слишком уж хорошее. А ведь
они сделаны с рук непрофессиональными фотографами. И все фотографии великолепны
– хоть бы одна испорченная…
– Если уж быть точным, то они сделаны не с рук, а с
груди: камеры были прикреплены на груди астронавтов.
Вообще‑то сделать хорошую фотографию под силу каждому, но
это требует времени (и, само собой, денег). Купите хорошую фотокамеру,
научитесь с ней обращаться, заказывайте отпечатки не в киоске в подземном
переходе, а в лаборатории для профессионалов (разумеется, за соответствующую
цену). А главное – практикуйтесь и практикуйтесь (как говаривал булгаковский
герой, «достигается упражнением»). И результаты не замедлят сказаться.
Так как астронавты «летели в историю», то в NASA сделали все
от них зависящее, чтобы фотографии с Луны были качественными. Фотокамеры
закупили у шведской фирмы «Hasselblad» – в то время она выпускала лучшие в мире
среднеформатные фотоаппараты. Кстати, размер кадра у этих аппаратов составлял
60x60 мм. А у большинства любительских аппаратов размер кадра – всего лишь
24x36 мм. Ясно, что чем больше кадр, тем больше деталей можно зафиксировать на
фотографии.
Все кандидаты в астронавты обязательно изучают в NASA основы
фотографии. А для отправляющихся на Луну курс фотографии был особенно
интенсивным: астронавты учились управляться с камерой руками в толстых
перчатках скафандра, фотографировать, не пользуясь видоискателем (трудно
поднести камеру к глазам, если на голове – космический шлем, поэтому
видоискатели за ненадобностью вообще сняли с «лунных камер»). Пленки на
обучение не жалели: за время тренировок астронавты сделали сотни снимков.
Обработкой привезенных с Луны пленок и печатью фотографий
занимались лучшие специалисты, которые «вытянули» из лунных фотоматериалов все,
что только было возможно.
Однако, несмотря на все это, в фотоархивах NASA лежит
большое количество фотографического брака всех видов, привезенного с Луны:
нерезкие, недо – и передержанные снимки, ошибки кадрирования и т. д. Эти снимки
тоже представляют интерес для науки – других фотографий с Луны в обозримом
будущем не предвидится, – но в фотоколлекции для прессы такие кадры,
понятно, не попадают.
На рис. 83 – самая, пожалуй, знаменитая фотография,
сделанная на Луне. Белой рамкой показан исходный кадр. Чтобы фото лучше
смотрелось, его немного обрезали с боков и расширили вверх, пририсовав над
головой астронавта полоску черного лунного неба (рис. 84). А если бы Армстронг
опустил при съемке этого кадра камеру еще немного пониже – как думаете, много было
бы у этой фотографии шансов попасть в журналы?
– А почему же тогда нет дрожания, которое обычно бывает
на любительских видеосъемках?
– При фотографировании время экспозиции было очень
маленьким, так как днем на Луне и так хорошее освещение, следовательно, там
фотографии хорошо получатся даже у алкоголика.
А видеоматериалы снимались камерами, расположенными на самом
лунном модуле, лунном автомобиле и других статических местах.
– Секундочку, если камеры были на груди, то почему же
тогда на знаменитой фотографии «Man on the Moon» видна макушка головы того
самого «мэна», хотя камера, его снявшая, находилась даже ниже его подбородка?
Для тех, кто в танке: он стоит в небольшой яме. А снимающий,
возможно, находится на горке – этого уже не определить, отражение в шлеме так
себе по качеству. (Для тех, кто в тяжелом танке, на рис. 85 приведена схема.)
Кроме того, не забывайте, что у «мэна» за плечами – довольно тяжелый ранец,
поэтому он стоит, немного наклонившись вперед: посмотрите еще раз на фотографию
из «Энциклопедии Энкарта».
Ю.И. МУХИН .
А вот это довольно неожиданное для меня оправдание НАСА, да
еще и со схемой. Дело в том, что я никогда не встречал критики к этому всемирно
известному снимку, а сам до этого даже не приглядывался к нему. Но раз НАСА
пытается доказать его подлинность, то значит из этой фотографии видна ее
фальшивость. Первый признак – «астронавт» освещен не солнцем, а прожектором,
это видно, кстати, не по короткой тени, а непосредственно – «астронавт» стоит в
пятне света, а задний план темный. (При фальсификации первых полетов
«Аполлонов» площадь съемочного павильона освещалась плохо, недостаточно). Но
насовцы зачем‑то дают и схему, следовательно, признак фальшивости не только в
этом.
У меня есть поистине раритетный номер в те годы главного
журнала США – еженедельника «Лайф» за 18 августа 1969 года. В этом номере даны
первые фотографии о «высадке на Луну» экипажа «Аполлон‑11» и в том числе на
развороте страниц 39‑40 дано и это фото размером 30 х 45 см. Я присмотрелся к
нему. Оказалось, что центр кадра (большой крест) находится у правого ботинка
«Олдрина» и он не в резкости – и сам ботинок и камешки возле него не очень
четкие. А резкость фотограф навел на шлем «Олдрина» и на нижний край фотографии
– на отпечатки следов. Нам, читателям, это без разницы, а фотографы‑специалисты
наверняка сразу это заметили. Так вот из этого следует вывод, что расстояния от
нижнего края фотографии и от шлема «Олдрина» до объектива фотоаппарата
одинаковы. Но если Олдрина снимал Армстронг, то такого быть не могло.
У Армстронга фотоаппарат был закреплен на груди, на высоте
примерно 1,5 м. Чтобы у него получился такой кадр, он должен был стоять: при
съемке объективом с углом 53° – примерно в 4,2 м от Олдрина; при съемке
объективом с углом 77° – в 3,0 м. Но в первом случае расстояние до шлема
Олдрина будет примерно те же 4,2 м, а до нижнего края кадра – 2,5 м, во втором
случае 3,0 и 1,7 м. То есть, при съемке с высоты 1,5 м либо шлем, либо низ
кадра обязаны были быть не в резкости. А снять так, чтобы до обеих этих точек
расстояние было одинаковым, можно только с высоты: в первом случае – примерно
3,8 м, во втором – 2,7 м.
Вот хиви, не понимая, о чем это они, и рассусоливают, что
Олдрин стоял в ямке, хотя из фото видно, что «Олдрин» стоит на бугорке. Но
насовцы, как вы видите из их схемы, чтобы поднять фотоаппарат над Олдрином,
вообще поместили Олдрина в кратер, а Армстронга поставили раком.
Нет, конечно, можно утверждать, что в НАСА не дураки
работают, но хотелось бы иметь к этому утверждению несколько больше
доказательств…
Хиви НАСА . Нам говорят:
– Почему видеосъемки с ранних миссий Аполло были такими
плохими, а поздних – гораздо лучше? Что они скрывают за плохим качеством!
– Интересно, а почему фотографии Элвиса плохие и черно‑белые,
когда он был молодым красавцем, и стали хорошими и цветными, когда он стал
знаменитым и жирным наркоманом? Что они скрывают по поводу его детства? (баланс
тупости: какой вопрос – такой ответ).
– Во время «прямых трансляций с Луны» зрителям
несколько раз попадались на глаза странные вещи, как, например, откровенная
буква С, написанная краской на одном из «нетронутых» лунных камней и случайно
попавшая в кадр в одном из»лунных» репортажей.
– Да, сторонники теории фальсификации предполагают, что
насовцы раскидали по съемочной площадке помеченные камни, чтобы потом их
собрать обратно и представить как лунные.
Но… допустим, это так. Они пометили все камни буквами. Это
им даст… э‑э… двадцать шесть камней. Не маловато ли для Луны?
Вот он, этот камень, на фрагменте фотографии NASA AS16‑107–17446
(рис. 86). Стив Трой, один из создателей сайта Lunaranomalies.com, предпринял
настоящее расследование, чтобы выяснить происхождение этой закорючки в форме
буквы «С».
Вначале он заказал фотоотпечатки со снимка AS16‑107‑17446 в
нескольких организациях NASA, в частности в Институте Луны и планет (LPI) и в
Центре управления пилотируемыми полетами имени Джонсона в Хьюстоне (JSC). На
этих отпечатках никаких букв на злополучном камне не было. На рис. 87 –
отсканированный им участок фотоотпечатка, полученного из JSC. В то же время эта
закорючка была отчетливо видна на некоторых отсканированных фотографиях на
сайтах NASA, например на images.jsc.nasa.gov/ images/pao/AS16/10075841.jpg –
кстати, на сервере JSC.
Затем Трои связался с сотрудниками LPI, которые провели
поиск в архивах института. Они обнаружили, что на пленках с кадром AS16‑107‑17446
в их архивах никаких букв на камне не было, однако на одном из отпечатков этого
кадра оказалась та самая буква «С». При изучении этого отпечатка с помощью лупы
стало ясно, что это – просто тень от попавшего во время печати на фотобумагу
или фотопленку маленького волоска или ниточки, а не что‑то нарисованное на
камне. Сотрудники LPI отсканировали фрагмент этого отпечатка с таким большим
разрешением, которое позволяла их аппаратура, и прислали Стиву результат – его
вы можете видеть (рис. 88). Получилось так, что именно этот фотоотпечаток с
«буквой С» отсканировали для размещения на нескольких сайтах NASA. Впрочем, на
Интернет‑сайтах NASA можно найти отсканированную фотографию AS16‑107‑17446 и
без «буквы», например, на странице grin.hq.nasa.gov/ABSTRACTS/GPN‑2000‑001123.html.
– Постойте! Если это в самом деле тень от какой‑то
соринки, то почему она темная? Ведь тени от пыли на фотоотпечатках – белые!
– При использовании негативной фотопленки тени от
всяких пылинок и соринок на отпечатке действительно белые. Но в NASA
использовали обращаемую (слайдовую) пленку и печатали с нее на обращаемой
фотобумаге. В этом случае тени от соринок на отпечатках получаются темными.
Ю.И. МУХИН . Хиви НАСА тщательно пытаются нас
убедить, что пленки после лунных экспедиций валяются в НАСА между недоеденными
гамбургерами и коробками из‑под пиццы: то на одно фото насовцы перхоти
натрусят, то на другое с них волоски нападают. Но зачем тогда вы, хиви, чуть
выше написали: «Обработкой привезенный с Луны пленок и печатью фотографий
занимались лучшие специалисты, которые „вытянули" из лунных фотоматериалов все,
что только было возможно»? Какие же они «лучшие», если у них денег на шампунь не
хватает?
То, что эта буква на «лунном камне „является соринкой на
пленке – туфта! Соринки хорошо видны на фото, а здесь явно видно, что „С"
расположено именно на камне. Я не придавал ей особого значения – мало ли что
может появиться на камнях в процессе их образования. Но сейчас хиви объяснили
мне, в чем тут дело. В работах, высмеивающих „высадку на Луну", объяснение не
такое, какое нам пытаются всучить хиви. Не знаю, так это или нет, но
утверждают, что буквой „С" в Голливуде помечают бутафорию – то, что после
окончания съемок нужно вернуть на склад киностудии. А фальсификаторам,
согласитесь, было важно, чтобы среди той груды камней, которые они выдают за
якобы доставленные с Луны, были и камни, присутствующие на фотографиях «с Луны".
Поэтому вполне возможно, что они передали съемочной группе определенное
количество метеоритов и сфальсифицированных камней с тем, чтобы та разложила их
в местах съемки, а потом вернула в НАСА. И логично, что ассистенты режиссера
пометили их как бутафорию, которую требуется вернуть, а не вывозить из
павильона вместе с остальным песком и щебнем.
Кстати, еще недавно НАСА отретушировало эту фотографию,
убрало злосчастную «С» и старый хиви НАСА Марков, ссылаясь на сайты НАСА, гордо
заявлял: «нет этой пометки, не существует ее в природе». Но уж слишком во
многих изданиях опубликовано это фото, и вот теперь НАСА одумалось – добавило к
перхоти на своих фотографиях еще и волоски. Но и перхоть с волосками еще не
все. В уже упомянутой телепередаче «Обратная сторона Луны» космонавт Леонов простодушно
поведал, что эту букву на камне «Сернан написал. Последний полет в 1972 году „Аполло‑17",
командир Джин Юджин Сернан… Юджин Сернан взял и написал пальцем свою букву „си".
Вот Юджин Сернан гордился, рассказывал: „Я первый, кто оставил автограф на Луне".
На этом огромном валуне».
На этом «валуне» Леонова прервали, а жаль. Наверное, дальше
наш прославленный космонавт рассказал куда Сернан засунул палец, чтобы палец
смог писать, во что, так сказать, его умакнул. На этом хиви НАСА закончили
обсуждение фотографий, а я хотел бы его продолжить.
|