Звуки музыки (Часть 3)
Говоря о частотах звука, что означают эти числа? Можно взять их буквально и сказать, что под 4 мы подразумеваем звуковую волну с частотой 4 колебания в секунду. Однако такая звуковая волна имеет слишком малую частоту и не воспринимается человеческим ухом.
Если прибавлять новые октавы, удваивая и вновь удваивая частоту, то вскоре мы достигнем предела слышимости. Еще шесть октав вправо, и мы доберемся до октавы с числами от 256 до 512. Эти числа, если рассматривать их в качестве частот (столько-то колебаний в секунду), соответствуют нотам средней октавы на клавиатуре пианино — или соответствовали бы, если бы в точности соблюдали отношение 4:5:6. Средняя октава состоит из пот со следующими частотами:
256, 288, 320, 341|(1/3), 384, 426(2/3), 480, 512
Физикам хватило бы и этого, ведь числа получены за счет удвоения первоначальных 4, 5 и 6. Тем не менее музыканты используют в качестве основы ноту 4262/3, но настраивают ее на частоту 440 и уже по ней все остальные ноты октавы. Если бы у всех пот в октаве были частоты, вычисленные точно с соблюдением пропорций (чего на самом деле нет, как мы увидим ниже), тогда ноты средней октавы имели бы следующие частоты:
264, 297, 330, 352, 396, 440, 495, 528
По крайней мере, мы избавились от дробей.
Но очевидно, что музыканты не называют ноты по частотам. Это было бы крайне неудобно, даже если бы музыканты древних веков имели понятие о частоте звука. Вместо чисел применяются буквы и буквосочетания.
Одна из нотных систем появилась около 1000 года. Итальянский музыкант по имени Гвидо д'Ареццо пользовался октавой с одной пропущенной нотой (495). А еще он сочинил (по традиции) гимн Иоанну Крестителю, вот такой:
Ut queant laxis resonare fibris, Mira gestorum famuli tuorum, Solve polluti labii reatum, Sancte Ioannes.
Первый слог курсивом соответствовал ноте 264, второй — ноте 297, и так далее до шестого слога, который соответствовал ноте 440. Ноты стали называться слогами этого гимна, который, должно быть, пользовался большой известностью:
264, 297, 330, 352, 396, 440, - , 528
ut re mi fa sol la ut
Нота 528, как видите, начинает следующую октаву и снова называется ut, так что у нас раз за разом повторяется ряд ut, re, mi, fa, sol, la.
|