«Мыс Канаверал» (Часть 2)
Все старты на м. Канаверал осуществляются только с санкции офицера безопасности Центра ROCC. Разрешение на пуск выдается на основании докладов о готовности систем ликвидации ракеты при ее отклонении от расчетной траектории, о метеорологической обстановке, об отсутствии на трассе полета морских или воздушных средств.
После старта контроль за изделием ведется по данным телеметрии. При этом в реальном масштабе времени на мониторах Центра отображаются местоположение ракеты и предполагаемые районы падения ее обломков при подрыве. В случае выхода ракеты за пределы .установленного коридора офицер безопасности дает команду на ее уничтожение.
Значительная роль в проведении траекторных измерений на начальном этапе полета отводится контрольно-измеритель-ным комплексам «Джонатан Дикинсон» и «Малабар», развернутым на материковой части шт. Флорида. В дальнейшем для контроля используются станции на островах Антигуа и Вознесения, а также специально оборудованные корабли и самолеты слежения ARIA (Advanced Range Instrumentation Aircraft).
Средства полигона эксплуатируются в интересах всех организаций, производящих запуски ТКС: военных, гражданских, коммерческих. Наиболее активно ВВС сотрудничают с NASA, являющимся также владельцем многих сооружений на мысе Канаверал.
В 1962 г. созданный для обеспечения лунной программы Центр Кеннеди стал закупать окрестности уже эксплуатировавшегося космодрома для размещения собственных структур и стартовых комплексов. В настоящее время занятая им территория общей площадью 567 км2 (включая океанскую акваторию) тянется вдоль побережья на 55 км с максимальной шириной 16 км. При этом важно отметить, что значительные участки зоны, находящейся в распоряжении NASA, являются частью национального заповедника.
Штаб-квартира и производственно-техническая база Центра Кеннеди расположились на о. Мерритт, находящемся в речном проливе между мысом Канаверал и материковой частью.
Основной задачей Центра Кеннеди в настоящее время является эксплуатация МТКС «Спейс Шаттл». При развертывании стартового комплекса этой транспортной системы широко использовались средства и сооружения, созданные в рамках программы «Сатурн-Аполлон», в частности монтажный корпус VAB, центр управления запуском LCG, мобильные платформы с транспортерами и прочее оборудование.
Для обеспечения посадки орбитального корабля на территории центра была подготовлена специальная полоса длиной 4,57 км и шириной 91 м (без учета боковых асфальтовых полос безопасности шириной по 15 м). По центральной линии толщина бетонного покрытия составляет 41 см, по краям — 38 см. Двускатный профиль полосы с перепадом высоты 61 см от центра к краю ускоряет сток воды. В этих же целях, а также для увеличения сцепления колес шасси с поверхностью большая часть полосы имеет бороздки глубиной 6,3 мм. За счет различных мероприятий, выполненных на полосе в последние годы, ограничения по боковому ветру при посадке удалось смягчить с 27,8 до 37 км/ч.
В дальней (северо-западной) оконечности полосы находится ферменный мостовой кран грузоподъемностью 104 т, который используется для монтажа/демонтажа орбитального корабля с грузового самолета «Боинг-747», применяемого для его транспортировки. Несмотря на все усилия разработчиков, по различным причинам технического характера или по погодным условиям значительное количество посадок ОК производится не в Центре Кеннеди, а на базе Эдвардз. Поэтому воздушная перевозка ступени через всю страну стала практически обыденным явлением в эксплуатации МТКС (вкл. 30).
После приземления ОК буксируется в корпус обслуживания орбитальной ступени OPF (Orbiter Processing Facility), Удаленный от посадочной полосы примерно на 4,8 км. Первоначально корпус рассчитывался на одновременное проведение работ с двумя кораблями в двух рабочих залах площадью 60 х 46 м и высотой 29 м. В 1991 г. северная пристройка корпуса была переоборудована для размещения третьего ОК.
В корпусе OPF выполняется большая часть работ по послеполетному обслуживанию и подготовке изделия к новому старту, включая такие операции, как слив остатков топлива и демонтаж пиротехнических устройств, извлечение полезного груза, последующая заправка топливом двигателей системы ориентации, вспомогательных силовых агрегатов и т.п. Кроме того, здесь же производится размещение в отсеке полезного груза различного вспомогательного оборудования и некоторых предназначенных к выведению объектов. После чего производится взвешивание и балансировка ОК.
Работы по ремонту теплозащитных покрытий орбитального корабля выполняются в отдельном расположенном неподалеку от корпуса OPF двухэтажном здании TPSF (Thermal Protection System Facility) общей площадью 4100 м2.
Для предстартовой подготовки и хранения секций стартовых ускорителей, которые после восстановительного ремонта и повторной заливки топливом доставляются на м2 Канаверал с предприятия-изготовителя, отведено несколько зданий.
Центром технической позиции МТКС «Спейс Шаттл» является монтажно-сборочный корпус VAB (Vehicle Assembly Building), где производится сборка всей системы. Это одно из самых крупных зданий в мире — его высота достигает 160 м, длина — 218 м, а ширина — 158 м.
Внутренний объем корпуса разделен на четыре высотных зала и один малый пролет, который предназначается для хранения и предполетной подготовки маршевых ЖРД и невзрывоопасных компонентов твердотопливных ускорителей (носовых конусов и хвостовых юбок). В высотных залах 2 и 4 выполняются работы с подвесным топливным отсеком и контейнером полезного груза. Последовательная сборка системы (сначала производится установка ТТУ, а затем подвеска ПТО и орбитального корабля) осуществляется в высоких пролетах 1 и 3 с воротами, обращенными к востоку.
Для МТКС «Спейс Шаттл», как и для ракет «Сатурн», Ре" ализована схема мобильного запуска, то есть к месту старта изделие доставляется полностью собранным на пусковой платформе. Последнее сооружение с шестью опорными стойками представляет собой стальную конструкцию длиной 49 м, шириной 41 м и высотой 7,6 м; ее масса достигает 4190 т.
Перевозка платформы с МТКС на стартовую площадку выполняется самоходным гусеничным транспортером длиной 40 м и шириной 35 м, высота машины, подводимой под платформу, варьируется в пределах 6—8 м. На транспортере массой 2700 т имеются две дизельные установки в 2750 л.с. каждая, обеспечивающие работу четырех электрогенераторов мощностью 1 МВт для 16 тяговых двигателей, установленных на четырех гусеничных тележках.
Кроме того, транспортер оснащен двумя генераторами по 750 кВт для снабжения электроэнергией гидравлических домкратов, систем управления, кондиционирования, освещения и т.п. Эти генераторы питаются от двух отдельных дизелей мощностью по 1065 л.с.
Максимальная скорость движения транспортера без нагрузки составляет 3,2 км/ч, с пусковой платформой и МТКС — 1,5 км/ч; на пробег одного километра пути затрачивается около 350 л дизельного топлива. При транспортировке МТКС к стартовой площадке специальная система датчиков с помощью домкратов поддерживает вертикальное положение сборки с точностью 10 угловых минут.
(Подробные технические описания большинства упомянутых выше сооружений, как элементов программы «Сатурн-Аполлон», имеются в ряде отечественных изданий.)
Стартовые площадки LC-39A и LC-39B удалены от корпуса VAB к востоку на расстояние 5,54 км и 6,83 км соответственно. Поэтому средняя продолжительность транспортировки МТКС с месту запуска составляет 6—8 ч.
По своей конструкции стартовые комплексы LC-39A и LC-39B, расположенные в северной части мыса Канаверал, идентичны. Площадки оборудованы стационарной башней обслуживания FSS (Fixed Service Structure) высотой 106 м, включая 24-метровый молниеотвод. На башне имеются три поворотные стрелы, верхняя из которых устанавливается на носовой части топливного отсека МТКС для дренажа бака окислителя. Вторая стрела с дренажной системой бака жидкого водорода присоединяется к межбаковому отсеку ПТО. Третья обеспечивает доступ в кабину экипажа орбитального корабля.
Составным элементом башни FSS является поворотная башня обслуживания, передвигающаяся по рельсовым направляющим. Она используется для установки полезного груза в отсеке ОК. В этих целях на башне предусмотрен отсек с повышенной чистотой внутреннего объема.
|