«Мыс Канаверал»
1 февраля 1958 г. ракета «Юнона-1» вывела на околоземную орбиту первый американский спутник «Эксплорер-1» (вкл.55). Запуск аппарата был осуществлен со стартовой площадки LC-26A Восточного испытательного полигона.
Начало истории этого космодрома относится к 1947 г. До этого времени основным местом испытаний ракетной техники был армейский полигон Уайт-Сэндз (шт. Нью-Мексико), куда в 1945 г. была доставлена группа немецких специалистов во главе с В. фон Брауном. В задачи образованного там ракетно-исследовательского центра вошли освоение трофейной техники, в первую очередь баллистической ракеты V-2, и создание новых образцов вооружений.
Несмотря на то что дальность действия ракеты V-2 превышала протяженность полигона в 180 км, ее экспериментальные полеты начались в 1946 г. Бесперспективность развития центра Уайт-Сэндз со всей очевидностью проявилась год спустя, когда ракета, потеряв управление, залетела на территорию Мексики.
Произошедший инцидент ускорил работу специальной комиссии по выбору места для нового ракетного полигона. Изучив различные варианты, комиссия рекомендовала строить стартовые комплексы тяжелых ракет на Атлантическом побережье, с тем чтобы их трассы проходили над океаном. В качестве конкретного места был назван мыс Канаверал (шт. Флорида), а административный аппарат нового полигона предлагалось разместить на близлежащей авиационной базе ВМС (ныне база ВВС Патрик).
Этап развертывания технических служб и строительства стартовых площадок проходил под совместным управлением ВМС и ВВС. Лишь в мае 1950 г. весь наземный комплекс, тогда называвшийся «Полигон для ракет дальнего действия», был окончательно переведен в ведение ВВС. А спустя два месяца (24 июля) на м. Канаверал состоялся первый запуск ракеты — ею опять-таки стала модифицированная ракета V-2, оснащенная второй ступенью WAC-Corporal (в данной конфигурации модель имела название «Бампер»).
В первые годы своего существования основной задачей полигона, имевшего также неофициальное название «Флоридский ракетно-испытательный полигон», были испытания крылатых ракет. По мере увеличения дальности полетов опытных моделей расширялась и зона размещения наземных станций слежения, а также специально оборудованных кораблей наблюдения. Так, например, в 1951 г. при испытаниях крылатой ракеты «Матадор» с расчетной дальностью действия 900 км были впервые применены PJIC, размещенные в бухте Юпитер и на о. Гранд-Багама; вместе они обеспечили контроль за ракетой на трассе протяженностью 320 км. Позднее была развернута станция на о. Эльютера, увеличившая зону слежения до 500 км.
Важным этапом в развитии наземных средств полигона стала программа испытаний стратегической крылатой ракеты «Снарк» с дальностью действия до 8 тыс. км. Для обеспечения ее запусков в 1955—1957 гг. на ряде островов Атлантического океана были сооружены еще несколько PJIC, среди которых следует выделить стайции на о. Антигуа и Вознесения, до сих пор находящиеся в эксплуатации.
Испытательные запуски МБР потребовали удлинения оборудованной трассы до 14—16 тыс. км, для чего была построена станция в Претории (ЮАР). Для обеспечения космических полетов протяженность трассы Восточного испытательного полигона была доведена до 20 тыс. км, теперь она заканчивается около островов Принс-Эдуард в Индийском океане.
Наземные средства слежения за полетом ракет развертывались исходя из допустимых по соображениям безопасности пределов изменения азимута пуска на м. Канаверал — от 44 до 110°. Данный диапазон позволяет выводить спутники на орбиты с наклонением от 28,5°, соответствующих широте космодрома, до 54°. Для формирования орбит с большим или меньшим наклонением требуются дополнительные, весьма энергозатратные маневры ТКС на участке выведения. В наибольшей степени последнее относится к запускам на полярные орбиты, тем не менее в 1960-х годах с м. Канаверал было осуществлено несколько таких стартов.
Непосредственной эксплуатацией технических средств Восточного испытательного полигона занимается 45-е Космическое крыло, входящее в состав 14-й Воздушной армии Космического командования ВВС. Крыло общей численностью 10,5 тыс. человек дислоцируется на базе Патрик (шт. Флорида). Стартовые позиции космодрома расположены на территории отдельного подразделения «Станция ВВС "Мыс Канаверал"», занимающего площадь 63,6 км2. Общими координатами космодрома считаются 28,5° с.ш., 80° з.д.
Командно-измерительные функции выполняются в относительно новом Центре управления полигона ROCC (Range Operations Control Center), введенном в эксплуатацию в 1995 г. В этом одноэтажном здании с полезной площадью 12 тыс. м2 и стоимостью 134 млн долл. разместились основные средства контроля за всеми текущими работами на полигоне, обеспечения его безопасности, оперативной оценки телеметрической информации, поступающей с борта стартовавших ТКС, и т.д. За счет сосредоточения большинства слудсб полигона в одном месте в перспективе предполагается уменьшить время между запусками различных ракет с нескольких дней до 12 ч.
|