Ракеты компании «ВEAL AEROSPACE»
Заказчиком большинства описанных выше ракет являлись правительственные организации, и именно это обстоятельство способствовало успешной их разработке и относительно стабильной эксплуатации. Лишь немногие из них были созданы под коммерческие проекты, еще меньшее их число нашло спрос на рынке пусковых услуг.
Оценки в доходности коммерческих спутниковых систем различного назначения в прошедшие годы совершенно не оправдались. Аналитические и консультационные фирмы всегда дают весьма обоснованные прогнозы, а потом столь же убедительно объясняют, почему они не подтвердились. Но компаниям, сделавшим ставку на коммерческий бум середины 1990-х, от этого не легче. Резкое снижение спроса на запуски, технические сложности, острая конкуренция со стороны крупных корпораций, тесно связанных с правительственными структурами, — вот основные причины неудач многих компаний, приступивших во второй половине 1990-х к созданию собственных средств выведения КА.
В качестве примера одного из таких начинаний можно привести проект ракеты-носителя ВА-2, работы по которому велись в 1998—2000 гг. Несмотря на неудачное завершение, эта программа, отличавшаяся своеобразным конструкторским подходом, была отмечена значительными техническими достижениями, продемонстрировавшими возможности «малого бизнеса».
В отличие от многих собратьев по неудачному освоению рынка запусков компания «Beal Aerospace Technologies» (Фрис-ко, шт. Техас) сразу же была ориентирована на создание РН среднего и тяжелого классов. Первой разработкой компании должна была стать ракета ВА-1 с грузоподъемностью 2,6 т при доставке спутников на переходную орбиту.
Однако в начале 1999 г. было принято решение сосредоточить все усилия на трехступенчатой ракете ВА-2, рассчитанной на выведение на низкую орбиту грузов массой 17 т, а на переходную орбиту массой 5,8 т. Более того, в ходе реализации проекта предполагалось вести поисковые работы по технологиям, которые обеспечили бы спасение и повторное использование двух первых ступеней новой ТКС.
Столь амбициозные задачи для компаний были определены ее основателем и президентом — техасским миллионером и банкиром Эндрю Билом, финансировавшего все разработки из собственных средств.
В соответствии с утвержденным проектом ракета ВА-2 с поперечным делением ступеней имела следующие характеристики:
— стартовая масса — 1170 т;
— высота — 70 м;
— диаметр — 6,2 м;
— высота первой ступени — 29,7 м;
— высота второй ступени — 21,6 м;
— высота третьей ступени — 8,4 м;
— высота головного обтекателя — 13,1 м;
— диаметр головного обтекателя — 6,2 м.
При реализации проекта ВА-2 компания «Веа1» стремилась обеспечить максимальную'надежность и простоту ракеты. Разработка новой транспортной системы велась под девизом «Невысокая эффективность, но низкая стоимость».
Для обеспечения максимальной преемственности все ступени ракеты комплектовались однотипными силовыми установками с вытеснительной системой подачи компонентов: перекиси водорода и керосина Jet-A. Большая часть элементов конструкции ступеней, включая топливные баки и маршевые ЖРД, изготавливались из композитных материалов.
Для третьей ступени ракеты был разработан двигатель ВА-44 тягой 20 т. В отличие от ЖРД нижних ступеней этот двигатель, смонтированный в карданном подвесе, рассчитывался на многократные включения в полете. К весне 2000 г. было проведено около 40 его стендовых запусков, причем в трех из них использовался штатный образец изделия.
Созданный для второй ступени двигатель ВА-810 тягой 367 т стал самым мощным американским ЖРД со времен создания двигателя F-1 тягой 815 т, который применялся в составе ракеты «Сатурн-5». Длина нового ЖРД составила 7, 8 м, а диаметр среза сопла — 6 м — это самый большой в мире ЖРД, изготовленный из композитов.
Первые стендовые запуски двигателя ВА-810, мощность которого оценивается в 6,7 млн л.е., а ежесекундный расход топлива достигает 1,28 т, были проведены весной 2000 г. Общая наработка изделия при первых трех испытаниях составила 50 с.
В 2001 г. компания «Веаl» планировала приступить к стендовым запускам маршевого двигателя ВА-4100 тягой 1857 т, предназначенного для первой ступени РН. Однако серьезные технические проблемы, возникшие при создании этого не имеющего аналогов в мире ЖРД, вынудили несколько снизить темп работ по проекту.
Летом 2000 г. стало известно о переносе первого старта ракеты ВА-2с 2002 г. на 2005 г. Затем фирма «Веа1» сократила численность своих сотрудников со 150 до 70 человек и, наконец, в октябре 2000 г. полностью прекратила работы по программе, расходы на которую превысили 100 млн долл.
В качестве основной причины отказа от завершения проекта ВА-2 президент компании «Веа1» назвал финансовую поддержку, оказываемую Министерством обороны и NASA крупным корпорациям, и без того доминирующим на американском рынке. В качестве примеров были приведены разработка ракет-носителей двойного назначения по проекту EELV, а также программа SLI, освоенные технологии которой NASA предполагало отдать своим подрядчикам для коммерческого использования. Как считает Э. Бил, в таких условиях малым фирмам невозможно конкурировать с правительственными подрядчиками, большинство из которых являются мощными промышленными объединениями с влиятельным лобби в правительстве и Конгрессе.
В свою очередь, представители NASA сочли подобные доводы малоубедительными, так как практические результаты программы SLI могли бы проявиться не ранее 2010 г., и поэтому фирма Beal имела достаточно времени для завершения разработки своей ракеты и освоения рынка.
|