«Дельта» серии «1000», 1972—1973
Ракеты «Дельта» серии 1000 обозначались таким образом. Первая цифра (всегда 1) определяла тип первой ступени, вторая — количество ТТУ, третья — схему монтажа второй ступени и габариты головного обтекателя (0 — непосредственно на первой ступени с малым обтекателем; 1 — в переходнике первой ступени под крупногабаритным обтекателем), четвертая — тип третьей ступени (при ее отсутствии ставился ноль).
Разработка моделей серии «1000» в значительной степени была инициирована запросами коммерческих заказчиков. В 1968 г. от канадской телекоммуникационной компании «Telesat» NASA получило заказ на выведение двух спутников связи «Аник-А» и «Аник-В» массой по 560 кг. Но для размещения этих КА на ракетах «Дельта» понадобился головной обтекатель с диаметром не менее 1,83 м (стандартный же имел показатель 1,66 м).
Первоначально компания «McDonnell Douglas» планировала подготовить обтекатель диаметром 2,1 м. Но в итоге было принято решение о создании изделия диаметром 2,44 м, соответствующего диаметру первой ступени ракет. Причем обтекатель стал монтироваться не на второй ступени (в этом случае потребовались бы значительные доработки последней), а на специальном переходнике, закрепленном непосредственно на первой ступени. В такой конфигурации, неофициально называвшейся «Straight Eight» («Прямая восьмерка» — по постоянному диаметру в 8 футов), РН данной серии использовались в трех из шести осуществленных полетах (модели 1914 и 1913). При остальных запусках применялся прежний головной обтекатель (1604, 1600 и 1900).
Количество полетов — 6.
Масса полезного груза на переходной орбите — 0,68 т (модель «1904»), 0,63 т (модель «1914»).
Масса полезного груза на орбите высотой 360 км — 1,83 т (модель «1900»).
Масса полезного груза на полярной орбите высотой 360 км 1,34 т (модель 1900).
Стартовые ускорители — шесть или девять ТТУ «Кастор-2».
+ 1-я ступень — необходимость увеличения массы полезного груза, головного обтекателя и элементов их крепления потребовала улучшения энергетических характеристик ракеты. Это было обеспечено за счет ряда мероприятий, в частности создания новой первой ступени, названной ELTT (Extended Long Tank Thor — «Тор» с длинным топливным отсеком). Этот блок отличался удлиненным на 3 м баковым отсеком, позволившим увеличить запас топлива с 67 т до 80 т. Кроме того, в целях снижения массы конструкции топливных баков и переходника была изменена форма их силового набора; если раньше применялась вафельная конструкция с сеткой типа «квадрат», то теперь в панелях обечаек вытравливались трехугольные ячейки.
2-я ступень — двигатель AJ10-118F тягой 4,3 т.
+ 3-я ступень — двигатели ТЕ-364-3 (в обозначении модели ставилась 3) или ТЕ-364-4 (в обозначении указывалось 4). Последний РДТТ имел характеристики: тяга — 6,8 т, общая масса— 1,12т, масса топлива— 1,07т, продолжительность работы— 44 с, длина— 1,83 м, диаметр— 0,96 м. От предшествующей модели, имевшей практически сферический корпус, он отличался центральной цилиндрической вставкой длиной 36 см.
Система наведения — инерциальная, DIGS.
+ Головной обтекатель — металлический двухлепестковый обтекатель длиной 7,9 м и диаметром 2,44 м, полезный объем 17 м3.
|