Программа SLI. Основные задачи программы
Неудача с проектом X-33/«VentureStar» вынудила NASA «радикально пересмотреть всю стратегию работ по созданию МТКС второго поколения, название которой стало несколько иным — SGRLV («Second Generation Reusable Launch Vehicle»). Во-первых, была существенно снижена техническая сложность нового проекта — транспортная система SGRLV должна быть двухступенчатой. Во-вторых, при реализации программы SLI наряду с системными исследованиями значительно большее внимание стали уделять разработке ключевых технологий, которые могут быть применимы в многоразовых транспортных системах различных типов. Кроме того, для поддержания высокого уровня соревновательности работы по многим направлениям стали вестись одновременно с несколькими подрядчиками. Таким образом, принимая дополнительные расходы, NASA решило снизить риск при разработке нового средства выведения.
Согласно выбранным приоритетам: эскизное проектирование будущей транспортной системы и создание универсальной технологической базы, NASA определило лишь общие требования к МТКС второго поколения:
— система комплектуется двумя возвращаемыми к месту старта крылатыми ступенями с обычной посадкой самолетного типа;
— полеты системы выполняются в автоматическом режиме, причем выведение людей и грузов должно осуществляться раздельно (данное условие упростит работы по подготовке и проведению полетов МТКС без астронавтов на борту);
Неудача с проектом X-33/«VentureStar» вынудила NASA «радикально пересмотреть всю стратегию работ по созданию МТКС второго поколения, название которой стало несколько иным — SGRLV («Second Generation Reusable Launch Vehicle»). Во-первых, была существенно снижена техническая сложность нового проекта — транспортная система SGRLV должна быть двухступенчатой. Во-вторых, при реализации программы SLI наряду с системными исследованиями значительно большее внимание стали уделять разработке ключевых технологий, которые могут быть применимы в многоразовых транспортных системах различных типов. Кроме того, для поддержания высокого уровня соревновательности работы по многим направлениям стали вестись одновременно с несколькими подрядчиками. Таким образом, принимая дополнительные расходы, NASA решило снизить риск при разработке нового средства выведения.
Согласно выбранным приоритетам: эскизное проектирование будущей транспортной системы и создание универсальной технологической базы, NASA определило лишь общие требования к МТКС второго поколения:
— система комплектуется двумя возвращаемыми к месту старта крылатыми ступенями с обычной посадкой самолетного типа;
— полеты системы выполняются в автоматическом режиме, причем выведение людей и грузов должно осуществляться раздельно (данное условие упростит работы по подготовке и проведению полетов МТКС без астронавтов на борту);
— вероятность катастрофы на этапе выведения с гибелью пассажиров 1:10000 (данный показатель рассматривается как идеальный, поскольку NASA допускает, что в ближайшем будущем такой уровень безопасности не достижим. Наиболее реальным значением, которое уже получило теоретическое обоснование, считается 1:5000);
—- грузоподъемность при выведении на низкую орбиту 22,6—29,4 т (значение параметра дано по состоянию на весну 2002 г.; в начале работ по программе он определялся в пределах 27,2—34 т);
— удельные затраты на выведение грузов 2200 долл./кг (к 2003 г. после двух лет предварительных изысканий стало ясно, что это требование невыполнимо, и оно было снято NASA).
Первоначальная концепция МТКС второго поколения фирмы Boeing Для усиления позиций американских фирм на рынке запусков будущую систему SGRLV намечалось передать в частную собственность ее разработчикам для коммерческой эксплуатации. Поэтому значительный объем работ на заключительных этапах программы опять предполагалось выполнять с привлечением частных средств.
В связи с этим особую важность приобретал вопрос о стоимости программы SGRLV; по разным оценкам, она определялась в пределах 7—-17 млрд долл. и 15—20 млрд долл. Верхние границы затрат предполагали создание по специальным требованиям NASA целой номенклатуры вспомогательных средств и систем для пилотируемых полетов. Разработка подобного оборудования не отвечает интересам коммерческих компаний. Поэтому в качестве возможных вариантов решения проблемы представители частного сектора предлагали организовать международную кооперацию по проекту или ограничиться созданием непилотируемой транспортной системы, а для выведения астронавтов продолжать использовать МТКС «Спейс Шаттл» примерно до 2015 г.
Учитывая наряду с подобными предложениями сложность программы SGRLV, в начале 2002 г. NASA приступило к изучению вариантов модернизации МТКС «Спейс Шаттл» для продолжения ее эксплуатации до 2015—-2020 гг. Хотя официальные сроки завершения полетов этой системы и начала летных испытаний МТКС второго поколения на тот момент оставались прежними — 2012 г. и 2010 г. соответственно.
Работы по созданию системы SGRLV предусматривали выполнение следующих этапов. В 2003 г. NASA планировало выбрать из подготовленных промышленными компаниями предложений 2—3 варианта будущей МТКС с соответствующей номенклатурой вспомогательных средств. Затем должна начаться детализации предложенных схем с параллельной отработкой важнейших технологий, с тем чтобы к 2006 г. в распоряжении NASA было два законченных эскизных проекта для принятия окончательного решения о полномасштабной разработке транспортной системы.
Как и прежде, в реализации программы SGRLV приняли участие военные организации. Несмотря на существенные различия в требованиях: ВВС необходима беспилотная система оперативного запуска с меньшей (до 9 т) грузоподъемностью, принципиальная договоренность о сотрудничестве с NASA была достигнута сразу же после начала практических работ по программе.
|