Глава 9. Методы и точность решения навигационных задач с использованием СРНС
Содержанием навигационной задачи (НЗ), решаемой с использованием СРНС, как уже отмечалось, является определение пространственно-временных координат потребителей навигационной информации (НИ), а также составляющих его скорости. Помимо полной совокупности линейных фазовых координат относительно выбранной инерциальной (базовой) системы координат расширенный вектор состояния потребителя должен включать в себя также временную поправку шкалы времени потребителя относительно системной шкалы времени.
Вообще элементы вектора состояния потребителя не могут быть непосредственно измерены с помощью радиосредств. Принятый радиосигнал может характеризоваться лишь такими параметрами, как, например, задержка или доплеровское смещение частоты. В связи с этим измеряемый в интересах навигации параметр радиосигнала принято называть [115] радионавигационным (РНП), а соответствующий ему геометрический параметр — навигационным (НП).
Для нахождения на основе решения навигационной задачи вектора состояния потребителя необходимо использовать функциональную связь между НП и определяемыми фазовыми координатами. Соответствующие функциональные зависимости носят название навигационных функций. Их конкретный вид обусловлен многими факторами: видом НП, характером движения НИСЗ в орбитальной структуре, типом потребителя НИ, выбранной системой координат и многими другими. Поэтому в подавляющем большинстве случаев для спутниковой навигации навигационная функция выступает как некоторое обобщающее понятие достаточно сложного алгоритма навигационных определений потребителя по измеренным РНП.
Навигационные функции для нахождения пространственных координат потребителя предполагают использование различных разновидностей дальномерных, разностно-дальномерных, угломерно-дальномерных методов и их комбинаций. Навигационные функции, представляющие возможность получения составляющих вектора скорости потребителя, основываются в основном на использовании радиально-скоростных методов.
|