Техника Пыль (Часть 3)
Рассчитанная нами ранее работа в 4315 кГс перешла в
кинетическую энергию частиц грунта и при средней скорости 1,4 м/сек она вынесла
из‑под «Аполлона – 11»:4315х2/1,42 = 4403 кГ (4,4 т) грунта. При его насыпной
плотности 1,9 т/м3 это равняется: 4,4 / 1,9 = 2,3 i3.
Круг диаметром 3 м имеет площадь примерно в 7,1 м2. Объем
конуса равен произведению площади его основания на одну треть высоты. Отсюда
глубина конуса выноса грунта под соплом «Аполлона‑11» оценивается в: 3x4,4/7,1
= 1,9м. Где эта яма на фотографиях? Покажите ее мне!
Я не претендую на то, чтобы этому методу расчета обучали
студентов, но за 35 лет этих споров и восторженных воплей наших космических
балбесов по поводу «великой победы американцев» мог найтись хоть один
специалист, который выполнил бы подобный расчет вместо меня, редактора «Дуэли»?
А не посылал бы нас смотреть следы от взлета «Хариеров» или
Як‑38. Такое впечатление, что наши «специалисты в области космоса» без помощи
НАС А могут рассчитать только свою зарплату, включая кандидатские и докторские
надбавки, да балабонить о том, смысла чего они не понимают.
Где пламя от двигателей?
Хиви НАСА . А вот то, что при взлете с Луны летели
камни, вам показалось, а уж то, что камни эти были весом в десятки килограммов
– явно приснилось.
При старте мотор* взлетной ступени работает действительно на
все свои 1590 кГс – на старте двигатели всегда работают на полную мощность,
чтобы как можно эффективнее использовать топливо. Это раза в полтора больше,
чем силя тяги посадочного двигателя в момент посадки. Но между посадкой и взлетом
лунной кабины есть гораздо более существенная разница.
При посадке газовая струя двигателя ударяет непосредственно
в лунную поверхность. А при взлете нижняя часть лунного модуля – посадочная
ступень, – остается на Луне, и струя газа от двигателя взлетной ступени
ударяет именно в нее, а не в грунт (рис. 103). Так что камням просто неоткуда
взяться – посадочная ступень все‑таки не из кирпича сложена. Что действительно
летит во все стороны при старте с Луны – это всякие лоскутья и лохмотья,
которые газовая струя взлетного двигателя, бьющая в упор в посадочную ступень,
отрывает от ее теплоизоляции. Эти лохмотья хорошо видны на видеоролике, который
снят через иллюминатор взлетной ступени «Аполлона‑14» во время ее старта с
Луны: history.nasa.gov/40thann/mpeg/ap14_ascent.mpg (2 Мбайта) (рис. 104).
Двигатель запущен, и через кадр проносится куча обрывков и
лохмотьев (рис.105).
А вот не спеша пролетает особенно крупный лоскут.
* Это что за «мотор»?
На этом видеофрагменте также отчетливо видно, что стоящий
совсем рядом с лунным модулем флаг при старте лунной кабины начинает сильно
раскачиваться, но остается на месте. А газовая струя, способная поднять камни в
полцентнера весом, наверняка унесла бы этот флаг очень и очень далеко.
Обратите также внимание на лунную поверхность. Таких потоков
пыли, полностью скрывающих ее детали, какие были при посадке, при взлете не
наблюдается.
– Ладно, но почему при прилунении вылетевшая из‑под
двигате ля пыль не осела на поручнях и ступеньках лунного модуля?
– Это потому, что там нет воздуха. На Земле поднятая
пыль, ко нечно, поднялась бы в воздух и немалая ее часть осела бы на опустив
шемся модуле. А на Луне газовая струя, бившая в грунт, растекалась по лунной
поверхности и уносила пыль в стороны. Эти струи пыли хорошо видны на кинокадрах.
Ю.И. МУХИН . Можете счесть меня занудой, но еще раз
напомню: двигатель по легенде отключился только через 0,9 секунды после
посадки, и все это время посадочные стойки и тарелки на них забрасывались
реголитом и пылью. Где этот реголит и пыль на фотографиях рис. 14?
Хиви НАСА . А нас спрашивают:
– А почему не видно пламени от ракетных двигателей? Вот
эпизод (рис. 106) из фильма – посадка «Аполлона» на Луну. В иллюминаторе –
приближающаяся лунная поверхность.
И на ней – никаких отблесков пламени от работающего
двигателя, даже в тени от лунного модуля.
Вот телевизионные кадры старта «Аполлона‑17» с Луны.
Взлетная ступень вдруг начинает подниматься вверх, и опять – никакого пламени.
Ее в самом деле что ли на веревке поднимают?
А вот опять фильм – вид из командного отсека на
приближающийся лунный модуль на фоне Луны. Он вдруг начинает поворачиваться,
потом останавливает вращение, тормозит при приближении к командному отсеку. И
хоть бы язычок пламени из ясно видимых в кадре двигателей ориентации, с помощью
которых якобы осуществляются все эти маневры! Сплошные комбинированные съемки
все это!
– Вообще‑то пламя бывает разное. Пламя свечи, например,
намного ярче, чем пламя кухонной газовой плиты, хотя последнее гораздо сильнее,
чем у свечи, – попробуйте как‑нибудь вскипятить чайник на свечке и
посмотрите, сколько на это потребуется времени. Все зависит от того, какое
топливо сгорает.
Посмотрите на фотографии нескольких стартующих ракет.
Первое фото (рис. 107) – ракета «Союз», двигатели которой
работают на жидком кислороде и керосине. Очень яр кое желтое пламя. Яркое,
кстати, по той же причине, что и пламя свечи: в выхлопе кислородно‑керосинового
двигателя довольно много частиц сажи, которые раскаляются и ярко светятся.
На втором снимке (рис. 108) – двигатели стартующего
«Шаттла». Твердотопливные ускорители по бокам оставляют после себя громадные
сверкающие колонны пламени, а пламя от трех главных
На втором снимке (рис. 108) – двигатели стартующего
«Шаттла». Твердотопливные ускорители по бокам оставляют после себя громадные
сверкающие колонны пламени, а пламя от трех главных двигателей в хвосте
«самолета», работающих на жидком кислороде и водороде, – голубое,
прозрачное и почти незаметное. Хотя двигатели эти – достаточно мощные: тяга
каждого из них – 200 тонн.
Третий снимок (рис. 109) – ракета «Протон». Ее двигатели в
два с лишним раза мощнее, чем у «Союза» (тяга двигателей «Союза» – 400 тонн, а
«Протона» – 900), но их пламя совсем неяркое, почти не выделяющееся на фоне
неба. Топливо «Протона» – НДМГ (несимметричный диметилгидразин) и четырехо‑кись
азота (или азотный тетроксид, или AT). Такое топливо сгорает без образования
твердых частиц (как и газ в кухонной плите), поэтому пламя светится достаточно
слабо.
Четвертое фото (рис. 110) – старт ракеты «Титан‑2» с кораблем
«Джеми‑ни‑11». «Титан» использует топливо, похожее на топливо «Протона».
Окислитель – тот же самый (AT), а горючее – так называемый «аэрозин‑50»: смесь
НДМГ с обезвоженным гидразином в пропорции 1:1. Конечно, двигатели «Титана»
далеко не столь мощные, как «протоновские», но все‑таки «Титан» – носитель,
выводящий на орбиту двухместный космический корабль: тяга его двигателей – 210
тонн. А их пламя еле заметно на фоне облаков.
На лунных модулях «Аполлонов» использовалось такое же
топливо, на котором летает «Титан»: аэрозин‑50 и четырехокись азота. А тяга
двигателя посадочной ступени при посадке – немногим более тонны. Так что пламя
от двигателя должно быть совсем неярким, его отблески не будут заметны на
освещенной Солнцем лунной поверхности и вряд ли смогут заметно подсветить тень
от лунного модуля.
Пламени двигателя взлетающей лунной ступени (тяга – полторы
тонны) действительно не видно, но при этом надо сказать, что на телевизионных
кадрах ее взлета вообще мало что видно – очень уж неважное у них качество.
Видеофрагмент со взлетом лунной кабины с Луны (вид со стороны) можно найти
здесь: history.nasa.gov/40thann/mpeg/ ap17‑ascent.mpg (4 Мбайта). Однако в
конце этого видеоролика кабина поднимается на большую высоту (длинная у
насовцев была запасена веревка, правда?) и поворачивается двигателем к камере.
В это время телекамера издали «заглядывает» прямо в двигатель, и становится
видно пламя внутри камеры сгорания, имеющее очень высокую температуру.
А о двигателях ориентации и говорить смешно: их тяга – всего‑навсего
45 килограммов (топливо – то же са мое). На фоне ярко освещенной Луны их пламя
совсем незаметно. Видеоролик, где показаны маневры лунной кабины «Аполлона‑11»
перед стыковкой с основным блоком, можно посмотреть здесь:
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/video/apollo/
apollo11/mpg/apollo11_onbclip14.mpg (1,7 Мбайт).
А если бы это были комбинированные съемки, то тут уж мастера
по спецэффектам точно постарались бы вовсю: изобразили бы пламя минимум на
полэкрана. Вот художник из NASA тоже не пожалел пламени на картинке взлета
«Аполлона» с Луны (см. выше).
|