Звуки музыки (Часть 9)
Но давайте вернемся к тональности фа. Если мы попробуем составить мажорную гамму, начиная с ноты фа и соблюдая известный нам порядок интервалов — целый, целый, половинный, целый, целый, целый, половинный, — то вот что у нас получится:
фа соль ля ля-диез до ре ми фа
У нас есть две ноты ля (то, что одна из них отмечена диезом, не имеет значения) и ни одной си. Это не по правилам. В гамме обязательно должны быть все ноты, в том числе си. Для этого надо назвать ля-диез ее альтернативным именем — си-бемоль. Итак, получаем:
фа соль ля си-бемоль до ре ми фа
Это единственная мажорная гамма, начинающаяся с белой ноты, в которой есть бемоль. (В других гаммах бемоль ставить нельзя. Если попробовать выразить ноты через бемоли, то окажется, что в каждом случае не хватает какой-либо ноты, кроме до, которая обходится и без диеза, и без бемоля.)
Правда ли, что тональность фа — единственная, где необходимо использовать бемоль? Отнюдь иет; есть еще черные клавиши, с которых тоже можно начать гамму. Если мы попробуем это сделать, то при использовании диезов у нас в каждом случае опять будет пропадать одна нота.
Итак, напишем все гаммы, кроме тональности соль-бемоль, только с бемолями.
За образец возьмем полную гамму из черных н белых нот, где черные ноты назовем бемолями:
до, ре-бемоль, ре, ми-бемоль, ми, фа, соль-бемоль, соль, ля-бемоль, ля, си-бемоль, си, до
В данной схеме тональность до по-прежнему содержит все белые ноты с до по до включительно без каких-либо бемолей. Тональность фа дает нам гамму с одним бемолем. Давайте же напишем гаммы начиная с четырех черных клавиш, оставив на время соль-бемоль:
ре-бемоль ми-бемоль фа соль-бемоль ля-бемоль
си-бемоль до ре-бемоль ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль до ре ми-бемоль
ля-бемоль си-бемоль до ре-бемоль ми-бемоль фа соль ля-бемоль
си-бемоль до ре ми-бемоль фа соль ля си-бемоль
Это гаммы в тональностях ре-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль. Перечислим ноты начиная с до и заканчивая си или си-бемоль, в порядке увеличения количества бемолей, а также впишем в схему тональности до и фа. Таким образом:
И снова тот же прелестный узор — уже не из диезов, а из бемолей, который виден в нотном письме.
Но одну тональность мы пока придержали, а именно тональность соль-бемоль, которая представляет особую трудность. Если начать с соль-бемоль и записать тринадцатинотную октаву в ее бемольном варианте, то мы получим следующую гамму:
соль-бемоль ля-бемоль си-бемоль си ре-бемоль ми-бемоль фа соль-бемоль
Сразу же бросается в глаза, что не хватает ноты до, и, значит, эта гамма никуда не годится. Можно переписать ее в варианте фа-диез и с одними диезами. Вот что выходит:
фа-диез соль-диез ля-диез си до-диез ре-диез фа фа-диез
Теперь не хватает ноты ми. По всей видимости, мы не можем написать полную гамму ни в диезном, ни в бемольном варианте. Смотрите, какая интересная симметрия: у нас есть одна тональность (тональность до), которую можно написать и в диезном, и в бемольном варианте, а здесь мы встречаемся с тональностью, которую нельзя записать ни в одном из этих вариантов.
|