Звуки музыки (Часть 7)
Каждая из пяти черных нот может быть выражена только с помощью диеза или бемоля, и все могут быть выражены обоими способами. Таким
образом:
Между до и ре — до-диез или ре-бемоль
Между ре и ми — ре-диез или ми-бемоль
Между фа,и соль — фа-диез или соль-бемоль Между соль и ля — соль-диез или ля-бемоль Между ля и си — ля-диез или си-бемоль
Диез повышает ноту на пол-интервала, бемоль понижает ее на пол-интервала. Это значит, что некоторые из белых клавиш можно обозначить с помощью диезов и бемолей. Например, ми и фа разделяет полуинтервал, так же как си и до. Следовательно, ми можно обозначить как фа-бемоль, а фа как ми-диез. Аналогичным образом си можно представить как до-бемоль, а до как си-диез. Такое обозначение белых нот с помощью диезов и бемолей встречается редко, но оно имеет право на существование и иногда может пригодиться.
Если перечислить весь диапазон нот от ноты до следующей ноты до, считая как белые, так и черные клавиши, и выбрать для этого, например, диезы, то получится:
До, до-диез, ре, ре-диез, ми, фа, фа-диез, соль, соль-диез, ля, ля-диез, си, до.
Между всеми этими нотами промежуток в половину интервала, а чтобы получить целый интервал, надо начать с любой ноты и двигаться через одну направо или налево. Кроме того, когда дойдете до правого или левого конца, повторяйте весь ряд заново и так далее.
Если нам нужна мажорная гамма, то можно начинать откуда угодно, нельзя только забывать о схеме расположения интервалов: целый, целый, половинный, целый, целый, целый, половинный.
Если начать с до, это легко. Белые ноты уже стоят в нужном порядке, то есть:
до ре ми фа соль ля си до
Если начать с ре, задача усложняется. Первый целый интервал приводит нас к ми, а второй к фа-диез. Затем через пол-интервала соль. Следующий целый интервал дает нам сначала ля, потом си, но третий дает нам до-диез. Последний полуинтервал возвращает нас к ре. (Последняя нота всегда должна быть такой же, как и первая.) Таким образом:
ре ми фа-диез соль ля си до-диез ре
Можно начинать с любой другой ноты, белой или черной, и по той же схеме получить мажорную гамму. Возьмем остальные белые ноты в качестве точки отсчета, оставив на время ноту фа.
Получаем:
ми фа-диез соль-диез ля си до-диез ре-диез ми соль ля си до ре ми фа-диез соль
ля си до-диез ре ми фа-диез соль-диез ля си до-диез ре-диез ми фа-диез соль-диез ля-диез си
|