Космический четырехлистник (Часть 2)
Я закончил вторую главу изображением осциллирующей Вселенной, которая расширяется и сжимается, потом снова расширяется и опять сжимается; это происходит без остановки, причем на каждый цикл расширения и сжатия уходит примерно 80 миллиардов лет, а в точке максимального сжатия каждого цикла образуется чрезвычайно плотное космическое яйцо.
Продолжая тему, начнем с вопроса, одинаковы ли все циклы, или от цикла к циклу происходят какие-то изменения; может быть, односторонние изменения.
Например, можно привести такой довод, что по мере расширения Вселенной она постоянно испускает безмассовые частицы — фотоны и нейтрино. Эти фотоны и нейтрино разлетаются и пропадают навсегда. Когда Вселенная вновь сожмется, масса, сконцентрированная в космическом яйце, станет меньше из-за потери масс-зквивалента энергии, заключавшейся в потерянном излучении. Так будет продолжаться каждый цикл, причем каждое новое космическое яйцо будет иметь меньшую массу, чем предыдущее; наконец, образуется космическое яйцо со столь малой массой, что оно не сможет как следует взорваться. Когда это случится, вся Вселенная будет состоять из одного громадного, медленно умирающего сгустка сжатого вещества.
В таком случае мы живем не просто в осциллирующей Вселенной, но во Вселенной с затухающими колебаниями. С этой точки зрения Вселенная похожа на не слишком упругий мяч, отскакивающий от пола. Каждый его прыжок ниже предыдущего, пока мяч совсем не перестанет подпрыгивать и останется лежать на месте.
Эта картина довольно убедительна, поскольку завершается логическим концом, явлением, которое знакомо нам из повседневной жизни и с которым поэтому мы склонны согласиться. Но давайте обратим взгляд в прошлое. Как быть с космическим яйцом, которое существовало раньше космического яйца, давшим начало теперешнему расширению Вселенной? Предыдущее яйцо по теории затухающих колебаний массивнее нашего, а то, что было до него, еще массивнее. По мере углубления в прошлое нам будут встречаться все более массивные космические яйца и все более интенсивные космические взрывы. Так мы столкнемся с большой проблемой, ибо разобраться с бесконечно увеличивающейся массой совсем непросто. У Вселенной с затухающими колебаниями очень складный конец, но нет такого же складного начала.
|