Месопотамия, или Междуречье, как называют территорию между реками Тигр и Евфрат, — это родина одной из древнейших цивилизаций. Среди историков нет полного согласия, возникла она раньше или позже цивилизации древнего Египта, однако нет сомнений, что влияние обеих этих цивилизаций на дальнейшее развитие человеческой культуры огромно и сопоставимо по значению. Влияние это, тем не менее, сильно различалось по содержанию: в том, что касается астрономии и астрологии приоритет, безусловно, принадлежит Месопотамии. До нас дошло большое число обработанных определенным образом глиняных табличек с астрономическими текстами.
Руины зиккурата в Уре. На вершине зиккуратов располагались святилища. Бытует мнение, что зиккураты использовались как астрономические обсерватории, но это мнение не основано ни на каких исторических свидетельствах Эти таблички долгое время оставались в земле, не разрушаясь и не привлекая к себе внимания. Их начали исследовать всего сто пятьдесят лет назад, а к расшифровке и детальному изучению сохранившихся на них текстов приступили совсем недавно. И сразу обнаружили немало неожиданностей. В частности, выяснилось, что в Месопотамии существовала оригинальная система созвездий и что современная система созвездий, которую мы заимствовали у древних греков, многим ей обязана.
Открытие Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, — одно из наиболее выдающихся достижений древнемесопотамской астрономии. Такое открытие требовало многолетних наблюдений звездного неба. Отчасти, мы можем узнать о них из многочисленных клинописных источников конца III–II тыс. до н.э. различного происхождения и назначения — лексических, религиозных, астрологических, астрономических и пр. Благодаря им складывается довольно полная картина постепенного создания системы созвездий, покрывающей все небо, и открытия планет.
Клинописная табличка, содержащая описание кометы Галлея, приближение которой к Земле наблюдали в древней Месопотамии в 165 году до н.э. Коллекция Британского музея. Фото: Marco Prins and Jona Lendering Особое значение для изучения истории Зодиака в Месопотамии имеют списки звезд в двуязычной шумеро-аккадской лексической серии табличек, называемые по первой строке текста «Урра» (ur5-ra) по-шумерски, или «Хубуллу» (Hubullu) по-аккадски (подобные названия принято записывать так: ur5-ra = hubullu), что означает «долг»; предсказания из астрологической серии «Энума Ану Энлиль» (Enuma Anu Enlil — «Когда боги Ану и Энлиль»), астрономический компендиум «Мул-Апин» (MUL.APIN — «Звезда-Плуг») и так называемые «Дневники наблюдений». Последние представляют собой ежегодные записи движений светил, охватывающих промежуток от VII в. до I в. до н.э.
Существуют и другие источники, относящиеся к первой половине II тыс. до н.э. и позволяющие утверждать, что к этому времени система месопотамских созвездий уже была в основных чертах сформирована. В дошедших до нас текстах, восходящих к этому периоду, содержится около 30 названий созвездий, распределенных более или менее равномерно по всему небу. Часть из них располагалась в зодиакальном поясе, однако представления о Зодиаке в этот период еще не сложились: зодиакальные созвездия в текстах еще не были выделены. Такая ситуация сохранялась на протяжении всего II тыс. до н.э.
Для обозначения планет использовался специальный термин, означавший в переводе «дикая овца», что, по-видимому, отражало особый характер поведения планет на небе, их отличие от неподвижных звезд. В текстах первой половины II тыс. до н.э. мы встречаем специальные названия только для Юпитера и Венеры, однако, скорее всего, уже тогда были известны все 5 классических планет, видимых невооруженным глазом. Их имена надежно засвидетельствованы в текстах серии «Энума Ану Энлиль» более позднего времени. И этот список станет пополняться только после изобретения телескопа.
Планеты и звезды почитались в Месопотамии как божества и имели особое название — «ночные божества». К ним обращались с молитвами, в их честь совершали различного рода ритуалы и жертвоприношения. Некоторые астрономические явления, связанные с движением Солнца, Луны, планет и звезд, рассматривались как астрологические предзнаменования. Самые ранние известные нам астрологические тексты восходят к первой половине II тыс. до н.э., но настоящего расцвета астрология достигла во второй половине II тыс. до н.э. в серии «Энума Ану Энлиль», содержавший более семи тысяч предзнаменований. Каждая строка в этой серии следует стандартной схеме: «Если на небе произошло событие А, на земле последует событие В». Предсказания касались в основном царя, его семьи и страны в целом. В астрологических целях наблюдали лунные и солнечные затмения, вид светила в моменты его восходов и заходов, различного рода необычные явления — гало, падающие звезды, кометы и т.д. Важную роль при этом играли созвездия, однако зодиакальные созвездия не были никак выделены. Лишь в самых поздних текстах серии «Энума Ану Энлиль», датируемых I тыс. до н.э., как астрологически значимое событие отмечаются положения Луны и планет относительно созвездий.
Существовала особая символика, связанная с небесными светилами, в частности, с созвездиями. Символы богов и священных предметов, имеющих астральное значение как фигуры созвездий, изображались нередко на печатях и пограничных камнях (кудурру). Среди них встречаются символы зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по более поздним источникам, — в частности, Водолей, Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения Козерога на печатях датируются концом III тыс. до н.э. Во II тыс. до н.э. эти символы уже имели, по-видимому, астральное значение как фигуры созвездий.
Символы богов и священных предметов широко использовались в качестве фигур зодиакальных созвездий в эллинистическую эпоху. Так изображен Зодиак на крышке гроба Хетера (Фивы, 125 год н.э.) Зодиак как полоса созвездий упоминается впервые явным образом в астрономическом компендиуме «Мул-Апин», окончательная версия которого датируется приблизительно 700 годом до н.э. В тексте сказано: «Божества, которые стоят на пути Луны, через области которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается». Далее перечисляются названия 18 созвездий: «Звезды, Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты, Ласточка, Ануниту и Наемник». Некоторые из них легко узнаваемы как зодиакальные созвездия нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион сохранили свои названия без изменений; Небесный Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб — это Рак, Коза-Рыба — Козерог. Все же прочие созвездия не имеют аналогов среди названий созвездий греческого Зодиака.
О планетах в этом же тексте сказано: «Вместе 6 богов, у которых одинаковые положения на небе и которые касаются звезд небесных и изменяют свои положения». Здесь «6 богов» — это Солнце, Юпитер, Венера, Марс, Меркурий и Сатурн. О каждом из них сказано так: «…Проходит относительно звезд тот же путь, что и Луна проходит». Это первое известное нам в истории астрономически строгое определение зодиакального пояса!
Любопытно отметить, что приведенный в «Мул-Апин» список зодиакальных созвездий неполный. По непонятным причинам в нем отсутствует название созвездия Колесница. Оно располагалось в северной части Тельца и активно использовалось в «Дневниках наблюдений» при фиксации положений Луны и планет ночью.
Параллельно с развитием звездной наблюдательной астрономии в Месопотамии в I тыс. до н. э. активно развивалась математическая астрономия, которая позволяла предвычислять положения Луны и планет по долготе в произвольный момент времени, определять параметры лунных и солнечных затмений и ряда других явлений, важных с астрологической точки зрения.
Развитие математической астрономии стало возможным лишь после того, как среди жрецов, занимавшихся наблюдением движения небесных светил, утвердилось представление о «математическом Зодиаке» — круговой линии на небесной сфере, известной теперь под названием «эклиптика». Математический Зодиак делили на 12 равных частей по 30 градусов, каждая из которых имела свое особое название, связанное с одним из созвездий зодиакального пояса.
Впервые математический Зодиак встречается в лунных таблицах, датируемых 475 годом до н.э. В «Дневниках наблюдений» он появляется около 450 года до н.э. Однако не исключено, что о нем знали гораздо раньше — уже во второй половине VI в. до н.э. Для обозначения частей математического Зодиака использовалась следующая система названий, записанных сокращенно: Наемник, Звезды (иногда Небесный Бык), Близнецы (иногда Праведный Пастух Ану), Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты.
Зодиак делился на двенадцать частей не случайно. В этом отражалась структура месопотамского лунно-солнечного календаря, в котором обычный, не високосный год содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того, месопотамские астрономы в своих расчетах использовали так называемый схематический календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый — временной аналог математического Зодиака. Схематическим календарем в Месопотамии пользовались еще во II тыс. до н.э., задолго до открытия пояса Зодиака.
Таким образом, в середине I тыс. до н.э. в месопотамской астрономии в связи с Зодиаком сложилась следующая непростая ситуация: в наблюдательной астрономии использовалась система из 18 зодиакальных созвездий, согласно списку «Мул-Апин», в то время как в математической астрономии расчеты производились на основе 12-частной эклиптики, названия частей которой соответствовали созвездиям из того же списка.
Как результат взаимодействия двух указанных традиций в Месопотамии постепенно формируется система из 12 зодиакальных созвездий, хорошо известная нам по греческим источникам. Сохранились списки, датируемые приблизительно V в. до н.э., в которых представлено 15 или 13 созвездий из зодиакального пояса. Можно полагать, что система из 12 зодиакальных созвездий (названия + символы) была сформирована ок. 400 года до н.э., однако надежные свидетельства отсутствуют. В эллинистический период 12 зодиакальных созвездий активно использовались как в «Дневниках наблюдений», так и в астрологических текстах как основа для предсказаний. Созвездия из зодиакального пояса, представленные в «Мул-Апин», однако, не были полностью вытеснены. Названия ряда созвездий, не включенных в список 12 зодиакальных, использовались в «Дневниках наблюдений» для определения положений звезд (так называемых «нормальных звезд»), относительно которых фиксировали положения Луны и планет ночью.
Месопотамская система 12 зодиакальных созвездий стала основой для греческой системы зодиакальных созвездий, которой пользуются и современные астрономы. Греки заимствовали месопотамские символы, связанные с Зодиаком, но использовали собственные названия, которые почти полностью совпадали с заимствованными символами.
Древнегреческая система созвездий дошла до наших времен практически без изменений. Знаки Зодиака и связанная с ними символика послужила основой для астрологии, основы которой формировалась еще в древней Месопотамии. Гравюра XVI века Развитие математической астрономии послужило основой для нового направления в месопотамской и мировой астрологии, так называемой «гороскопной астрологии». В ней предполагалось, что судьба человека зависит от распределения астральных сил в момент его рождения или зачатия. Важнейшую роль при составлении гороскопа получило деление математического Зодиака на 12 равных частей (позднее — «знаков Зодиака»), которым приписывалось определенное астрологическое воздействие. Не меньшее значение имело также положение круга Зодиака относительно линии горизонта в соответствующий момент, в особенности, его восходящей точки. Самый ранний известный месопотамский гороскоп датируется 410 годом до н.э. Со времен древней Месопотамии и до наших дней гороскопы и знаки Зодиака неразрывно связаны друг с другом.
|