Ученые и конструкторы
Годдард (Goddard) Роберт Хатчингс(1882-1945)Американский ученый, один из пионеров космонавтики, положил начало созданию жидкостных ракет.После окончания в 1908 году Вустерского политехнического института преподавал физику в этом же институте, затем в Кларкском университете (Вустер). В 1911 году ему присвоена степень доктора наук.Начав с юношеских лет поиск путей достижения внеземных миров, Годдард пришел вслед за К.Э.Циолковским к идее создания высотной и космической ракет (1909г.); эта идея сформировалась окончательно в 1913-1914гг. К этому времени относятся заявки Годдарда на изобретение ракетных летательных аппаратов и рукопись, опубликованная в 1919 году под названием "A Method of Reaching Extreme Altitudes" ("Метод достижения экстремальных высот"). Это была первая зарубежная публикация, посвященная научному обоснованию ракеты на химическом топливе как средства осуществления космического полета. Ракета Годдарда основывалась на следующих принципах: использование многоступенчатой схемы, размещение топлива вне камеры сгорания, сжигание топлива при высоком давлении с расширением газа в сверхзвуковом сопле. Ракета могла работать на высококалорийном жидком топливе или бездымном порохе. В 1915-1916гг. Годдард провел эксперименты по сжиганию мелкозернистого бездымного пороха в небольших камерах, подтвердившие возможность получения реактивной струи с большой скоростью. В 1917 году приступил к разработке малой модели высотной пороховой ракеты на средства, выделенные Смитсоновским институтом. Создание высотной ракеты Годдард рассматривал как шаг на пути к космической ракете. В конце первой мировой войны 1914-1918гг. Годдард занимался разработкой боевых пороховых ракет в Пасадене (шт. Калифорния). В 1916-1917гг. под руководством Годдарда проводились эксперименты, подтвердившие возможность создания электростатических ракетных двигателей. В 1921 году Годдард испытал жидкостный ракетный двигатель на кислородно-эфирном топливе. 16.03.1926г. Годдард произвел впервые в мире пуск жидкостной ракеты, которая достигла высоты 12,5 м и упала на расстоянии 56 м от места старта; полет продолжался 2,5 с. В 1960 году на этом месте (Оберн, шт.Массачусетс) установлен обелиск. Над созданием ракет Годдард работал до конца 1941 года, пользуясь субсидиями частных организаций и фондов. Все ракеты Годдарда работали на кислородно-бензиновом топливе. Впервые в практике ракетостроения Годдардом были применены турбонасосные агрегаты для подачи топлива в камеру жидкостного ракетного двигателя, газовые рули и гироскопические системы для управления полетом, установлена научная аппаратура на ракете и др. На последнем этапе работ Годдарда стартовая масса его ракет достигла 350 кг, а тяга жидкостного ракетного двигателя - 4,4 кН, однако из-за различных неполадок высота подъема ракет не превысила 3 км. С сентября 1941 года группа Годдарда работала по военным контрактам над созданием авиационных жидкостных ракетных двигателей и их узлов. Наряду с конструкторской деятельностью Годдард занимался исследованиями, связанными с использованием электромагнитной энергии для создания новых видов наземного транспорта, проблемами космонавтики и др. Предложения Годдарда получили отражение в 214 патентах, половина которых оформлена после его смерти (после изучения архива Годдарда). В 1970 году вышло трехтомное собрание сочинений Годдарда, явившееся результатом обработки его наследия ("The Papers of Robert H. Goddard", N.Y., 1970). Имя Годдарда присвоено Центру космических полетов НАСА (Гринбелт, шт. Мэриленд). На одном из зданий Вустерского политехнического института установлена мемориальная доска (1965г.). В 1959 году конгрессом США учреждена медаль Годдарда. В Розуэлле имеется музей его имени. |