12,369 (Часть 1)
Как-то раз, когда я еще учился в начальной школе, учитель английского языка задал нашему классу прочитать стихотворение Ли Ханта «Абу бен Адхем» и подумать над ним. Может быть, вы его помните.
Однажды человек по имени Абу бен Адхем пробудился от глубокого и мирного сна и увидел ангела, который составлял список тех людей, кто возлюбил Бога. Конечно, бен Адхему захотелось узнать, попал ли он в список, и ангел сказал ему, что в списке его нет. Тогда он смиренно попросил, чтобы его включили хотя бы в список тех, кто возлюбил своего ближнего.
На следующую ночь ангел снова явился Лбу бен Адхему и показал список с именами тех, кого Господь благословил, и — ах! — во главе списка стояло имя бен Адхема.
Я знал это стихотворение и прекрасно понимал, что учитель собирается обсуждать его в классе на следующий день. Нас ждали разглагольствования о том, что возлюбить Бога означает возлюбить людей и наоборот. Я был с этим согласен, но мне казалось, что тратить целый урок на рассуждения о такой самоочевидной вещи слишком скучно. Разве нельзя попробовать найти в этом очевидном до безобразия стихотворении какой-то другой, скрытый смысл?
На следующий день учитель английского, добродушно улыбаясь, спросил:
— Итак, дети, кто ответит мне, почему имя Абу бен Адхема оказалось во главе списка?
И тут меня осенило. Я яростно поднял руку и, когда учитель кивнул мне, приглашая к ответу, с невинной улыбкой сказал:
— Потому что оно первое по алфавиту, сэр!
Я, в общем, не ждал от него благодарности за новый свет, который пролил на стихотворение Ли Ханта, поэтому не удивился, когда он молча указал мне на дверь. Я вышел (дорога была мне знакома, потому что меня уже несколько раз выгоняли из класса за хулиганство), и обсуждение в классе продолжалось без меня.
Но, как я узнал позднее, фигура Абу бен Адхема потускнела, учитель переменил тему, и в конечном итоге победа осталась за мной.
Если прямолинейность этих стихов наводит па меня тоску, можете себе представить, в какое отчаяние повергают меня те, кто полагает, что и вся Вселенная так же прямолинейна и очевидна.
А хуже всего мне становится, когда эта прямолинейность оказывается созвучна моим склонностям, которые я прячу в глубине души (это секрет). Некоторые люди, заметив простые и банальные взаимосвязи между числами или геометрическими фигурами, тут же предполагают, что вся Вселенная структурно организована только с той целью, чтобы подчеркнуть эти взаимосвязи. (И такие вещи всегда кажутся мне интересными, как бы я при этом ни был противен себе.)
|