Звуки музыки (Часть 8)
Каждая из этих гамм называется по своей первой ноте. Если она начинается с до, то это называется «тональность до» (на самом деле «тональность до-мажор», но я имею дело только с мажором и не желаю слышать ни о чем другом). Итак, по порядку, вышеуказанные гаммы соответствуют тональности ре, тональности ми, тональности соль, тональности ля и тональности си.
Обратите внимание, что в каждом случае мы видим все ноты от первой до последней, не пропуская ни одной. Некоторые из них дополняются диезом, но это не считается, потому что нота псе равно участвует в гамме. Кстати говоря, диезы и бемоли называются «случайными знаками альтерации», как будто это нечто несущественное, случайно пристроившееся к ноте.
Также обратите внимание, что в каждой из вышеперечисленных тональностей разное количество диезов.
Давайте расставим все тональности начиная с до (или до-диез) и заканчивая си (зачем нам усложнять дело, повторяя в конце до), в порядке увеличения количества диезов.
Необязательно самому выстраивать красивый узор, который появляется в этой схеме по мере постепенного прибавления диезов. Этот узор можно увидеть в нотном письме. По левому краю нотного стана ставят один, два, три или больше диезов или не ставят ни одного в зависимости от тональности. Гак вы получаете понятие о том, где стоит ваше до. Порядок и расположение диезов не только показывают, какие ноты надо помечать диезом, чтобы остаться в нужной тональности, но еще и рисуют прелестный узор. (Чтобы продемонстрировать его вам, мне пришлось бы воспользоваться нотным станом, и разными специальными символами, так что я надеюсь па ваше снисхождение.)
|