Звуки музыки (Часть 5)
Семь интервалов октавы делятся на три группы. А именно, три относятся друг к другу как 1,125, два как 1,111 и еще два как 1,067. Числа 1,125 и 1,111 стоят довольно близко друг к другу, тогда как 1,067 почти в два раза меньше, если считать часть справа после запятой соответствующей величине, на которую частота одной ноты превосходит частоту предыдущей. Если объединить первые две группы в одну с «целыми» интервалами, а интервалы третьей группы считать половинными, то можно представить гамму в следующем виде (вместе с размерами интервалов):
С (1) D (1) Е (1/2) F (1) G (1) А (1) В (1/2) С
Распевая гаммы, мы привыкаем расставлять пять целых интервалов и два полуинтервала именно в таком порядке. Если мы начнем с ноты до и будем нажимать клавиши пианино по порядку в любом направлении, то услышим знакомую гамму, восходящую или нисходящую, и сможем подпеть. Однако если мы начнем с какой-то другой ноты, приняв ее за до, и попробуем проиграть гамму в том или ином направлении, то нам покажется, что пианино «фальшивит».
Это серьезно ограничивает музыкальные возможности, но проблема решается: надо заполнить пять больших интервалов нотами таким образом, чтобы с любого места на клавиатуре можно было сыграть половину интервала и полный интервал. Значит, нужно поставить ноты ровно посередине пяти целых интервалов, и вот что получается в результате:
X X X X X
C D E F G A B C
до ре ми фа соль ля си до
Пять X — это те пять нот, что делят пополам интервалы мажорной гаммы. Они представлены па клавиатуре пятью черными клавишами на каждую октаву. Как видите, приходится расставлять их группами по две и три, поскольку именно так расположены целые интервалы и полуинтервалы.
Если пересчитать белые и черные клавиши, то в октаве окажется тринадцать нот или, вернее, двенадцать, так как тринадцатая начинает следующую октаву. С этими двенадцатью или тринадцатью нотами легче иметь дело, чем с восемью, поскольку по расположению черных клавишей легче находить нужные клавиши. Каждая белая клавиша, расположенная слева от двух черных, с оответствует-ноте до. Любая белая клавиша, находящаяся справа от двух черных, соответствует ноте ми и так далее.
|