Взрыв или не взрыв, вот в чем вопрос (Часть 3)
Однако Вселенная расширяется, и за те же миллиарды лет галактики успеют разойтись друг от друга вдвое дальше. Большая часть нового вещества будет совершенно произвольно формироваться на просторах межгалактического пространства. Оно будет скапливаться в новые галактики, и поэтому расстояние между соседними галактиками в конечном итоге не изменится. Кроме того, мы не заметим, что галактик стало вдвое больше, потому что в процессе расширения Вселенной самые дальние галактики унесутся так далеко, что их красное смещение станет очень большим, и лишь малая толика света от этих галактик достигнет нас или не достигнет вовсе.
Итак, согласно модели НТ, галактики непрерывно удаляются, выходя за пределы действия приборов, и одновременно продолжается постоянное образование новых галактик, так что в итоге картина Вселенной со временем не меняется. У Вселенной нет ни истинного начала, ни истинного конца. Вселенная вечна и — в общем и целом — неизменна. Разумеется, отдельные галактики меняются; в том числе наша. Они продолжат образовываться из межзвездного вещества в межгалактическом пространстве, будут развиваться и затем умирать; но система останется неизменной.
В теориях БВ все по-другому. Вселенная имеет начало и конец; во всяком случае, давным-давно было такое время, когда она радикально отличалась от теперешней Вселенной, и в будущем наступит такое время, когда она снова претерпит радикальные изменения.
В моделях БВ расширение Вселенной объясняется непосредственно с точки зрения физики. Если Вселенная расширяется так, будто ее фрагменты разлетаются после взрыва, значит, когда-то в ней действительно произошел взрыв.
Когда-то давным-давно все вещество Вселенной было сжато в невероятно сконцентрированный сгусток. Это «космическое яйцо» взорвалось, и из его остатков образовались галактики, которые после того давнего чудовищного взрыва до сих пор разлетаются друг от друга вопреки взаимному притяжению.
|