Зарубежные соперники
Из зарубежных «охотников за кометами» в настоящее время одним из первых идущих за Хондой по числу открытий комет является американец Пелтье. В 1917 году, когда ему было всего 16 лет, он впервые посмотрел на небо в телескоп и с тех пор начал вести поиск комет и наблюдения переменных звезд. В 1922 году он взял в Принстонском университете напрокат телескоп (это был рефлектор с 15-сантиметровым зеркалом), с помощью которого в 1925 году открыл свою первую комету. Использовавшийся им телескоп имел неплохой «послужной список»: работавший на нем ранее Даниэль открыл три кометы.
Пелтье оборудовал себе вращающийся наблюдательный пост и, не жалея сил, стал трудиться в своей наблюдательной лаборатории, в которой он вращался вместе с телескопом. Директор обсерватории Гарвардского университета высоко оценил его работу, назвав его «самым выдающимся астрономом мира среди непрофессионалов». До 1954 года Пелтье открыл 11 комет.
Еще одним «соперником» Хонды является гражданин ЧССР Мркос. Хотя Чехословакия и небольшая страна, она имеет большую историю исследований в области астрономии. Около 400 лет назад в 1572 году, в созвездии Кассиопеи вспыхнула «новая» звезда, которая была настолько яркой, что ее блеск был заметен даже днем и она наводила страх на современников. Живший в то время в Дании Тихо Браге, выходец Из знатного рода, провел тщательные и продолжительные наблюдения этой звезды и выяснил, что ее положение среди окружающих звезд остается совершенно неизменным.
Это было еще до наблюдений Галилеем в свой телескоп, но в то время уже хорошо было известно, что положение Луны среди звезд непрерывно изменяется. Греческий философ Аристотель считал Землю центром мироздания, а все остальные небесные тела, находящиеся дальше Луны, расположенными на небесной сфере и полагал, что там не происходит совершенно никаких изменений, связанных с зарождением или гибелью чего-либо. Эта точка зрения поддерживалась религиозными кругами и до XVI века была господствующей среди европейцев.
Из того факта, что «новая» звезда не меняла своего положения среди звезд, был сделан вывод, что она представляет собой небесное тело, удаленное от Земли на большее расстояние, чем Луна. Однако тот факт, что ее яркость менялась, порождал серьезные сомнения в правильности точки зрения Аристотеля на неизменность объектов небесной сферы. После шестимесячных наблюдений «новой» звезды, продолжавшихся до тех пор, пока она не перестала быть видимой невооруженным глазом, у Тихо Браге возник непреодолимый интерес к астрономии, и он решил посвятить всю свою жизнь исследованиям в этой области.
«Новая» звезда в созвездии Кассиопеи (в действительности она оказалась Сверхновой, которые вспыхивают в результате катастрофического взрыва звезды, после чего остаются расширяющаяся газовая туманность и компактный звездный остаток.— Прим. ред.) в настоящее время носит название Сверхновой Тихо Браге. Это одна из Сверхновых, вспыхнувших в просторах Млечного Пути — звездной системы, к которой принадлежит и наше Солнце со своей планетной системой. Остатком взрыва одной из таких Сверхновых является объект № 1 в каталоге туманностей и звездных скоплений Мессье, носящий также название Крабовидной туманности (М 1). Крабовидная туманность образовалась в результате гигантского взрыва звезды, произошедшего примерно 900 лет назад, и представляет собой остатки этого взрыва. Она испускает мощное электромагнитное излучение в диапазоне от коротковолнового рентгеновского излучения до длинноволнового радиоизлучения и привлекает к себе повышенное внимание современных астрофизиков. Сильное радиоизлучение испускает и остаток Сверхновой Тихо Браге — радиоисточник Кассиопея В.
Тихо Браге, воодушевленный наблюдениями необычной звезды в созвездии Кассиопеи, начал усиленно изучать астрономию и в 1576 году при поддержке датского короля Фредерика II построил на острове Вен, неподалеку от побережья Балтийского моря обсерваторию Ураниенборг. Здесь он около 20 лет занимался наблюдениями положений планет и других небесных тел. И хотя Тихо Браге вел свои наблюдения невооруженным глазом (еще не был изобретен телескоп), тем не менее он оставил в наследство астрономам будущих поколений значительное число наблюдательных данных, отличавшихся высокой точностью. Систематизировав эти ценные результаты, его ученик Кеплер пришел к открытию своих трех законов движения планет.
В 1577 году, по истечении примерно 5 лет с тех пор, как погасла «новая» звезда в созвездии Кассиопеи, появилась большая комета с длинным хвостом. В то время, когда Тихо Браге вел детальные наблюдения этой кометы, примерно в 600 километрах от его обсерватории, в Праге, эту комету также наблюдал Тадеуш Хагесий, медик по образованию, который увлекся астрономией.
Позже, в 1600 году, Тихо Браге переехал в Прагу и попросил приехать к нему Кеплера. Кеплер получил и сравнил результаты наблюдений Тихо Браге и Хагесия и сделал вывод, что положение большой кометы 1577 года относительно звезд было почти одинаковым для обоих. Отсюда он сделал заключение, что кометы также являются небесными телами, расположенными от Земли дальше Луны. А до того времени были убеждены, что кометы могут находиться чуть ли не в атмосфере, где-то за облаками.
В настоящее время в Чехословакии, продолжающей великие традиции Tbxo Браге, Кеплера и Хагесия, имеется несколько современных обсерваторий. Одна из них, в Скал-нате Плесо, расположена на высоте 1783 метра над уровнем моря в чехословацких Татрах и располагает рефлектором с зеркалом диаметром 60 сантиметров, изготовленным фирмой «Карл Цейс». Эта обсерватория после окончания второй мировой войны приступила к разработке и реализации специальной программы наблюдений и исследований комет. Цель этой программы состояла в попытке оценить общее количество комет в Солнечной системе. Была разработана методика обязательного обнаружения всех комет, которые только могут быть обнаружены с помощью указанного телескопа, использовавшегося только для этих целей.
В качестве первого шага в реализации этой программы директор обсерватории Беч-вар, используя метод Мессье, изготовил звездные карты с зафиксированными на них туманностями и звездными скоплениями, которые легко принять при наблюдениях за кометы. Известно, что, путешествуя по незнакомой местности, вы чувствуете себя более уверенно, если у вас есть карта этой местности. Тем же целям ориентировки (на небе) служат и звездные карты.
Всего было создано 16 карт звездного неба (небо было разбито на 16 участков), куда было занесено около 30 000 звезд вплоть до имеющих 7,75-ю звездную величину, которые по яркости примерно в 10 раз слабее самых слабых звезд, еще видимых невооруженным глазом. На картах также было зафиксировано около 3000 туманностей и звездных скоплений, видимых в 10-сантиметровый телескоп. Эти карты получили название карт звездного неба Бечвара, они широко применяются не только в целях поиска комет, но и при решении других задач наблюдательной астрономии.
По завершении основных этапов подготовки несколько работников обсерватории Скалнате Плесо с 1945 года приступили к организованному поиску комет. В работе был использован 10-сантиметровый «коме-тоискатель» — бинокулярный телескоп с 25-кратным увеличением, в поле зрения которого ввиду хороших условий наблюдений в горной местности с чистым воздухом должны были быть заметны кометы до 11-й звездной величины. Первый успех пришел уже в следующем году, когда была открыта комета, получившая название кометы Пай-душаковой — Ротбарта — Вебера 1946ft. Директор обсерватории Бечвар тоже открыл комету — комету 1947с.
Среди сотрудников этой обсерватории обращают на себя внимание исключительной активностью Мркос и Пайдушакова. Мркос, с 1950 года перейдя на метеостанцию, расположенную на вершине Ломницки Штит на высоте 1163 метра, продолжал поиски комет. В общей сложности этой группой астрономов за 15 лет было открыто 26 комет. С именем Мркоса связано открытие 15 комет, в том числе и переоткрытия короткопе-риодических комет. Все обнаруженные за этот период кометы были в основном открыты Хондой, Мркосом и Пелтье.
Человеком же, который открыл больше всех комет за свою жизнь, был француз Понс. Сначала он работал сторожем на Map-сельской обсерватории, но впоследствии, самостоятельно изучив астрономию и построив собственными руками телескоп, стал работать на той же обсерватории ассистентом. С тех пор как он открыл свою первую комету в 1801 году, почти каждый следующий год ему удавалось найти новую комету. Всего же за 26-летний период (по 1827 год им было открыто 37 новых комет, и за то что он как бы «притягивал» к себе кометы, Понс заслужил прозвище «Кометного магнита».
|