Книга на смертном одре
Однако Коперник все-таки не решился напечатать свои теории. Он приготовил их в виде рукописи, и к 1530 г. эта рукопись передавалась среди ученых Запада из рук в руки.
Это было время протестантской Реформации, и религиозные чувства были жаркими. О теории Коперника узнали, и он приобрел не только много последователей, но и много врагов. Многие иерархи католической церкви считали, что теория Коперника противоречит тому, чему учит религия. Более того, Мартин Лютер, возглавивший протестантское движение, назвал Коперника дураком, отвергающим Библию. Так что, наверное, осторожность Коперника была оправдана.
Однако в 1540 г. последователь Коперника, которого звали Георг Иоахим Ретик, опубликовал краткое изложение теории Коперника. Потом он убедил самого Коперника согласиться на публикацию его рукописи. Коперник решил отбросить осторожность и посвятил книгу папе Павлу III вместе со смелой атакой на тех людей, которые готовы использовать библейские цитаты для того, чтобы опровергать математические доказательства.
Однако у Ретика начались неприятности (возможно, из-за его приверженности теории Коперника), и ему пришлось оставить город. Он поручил публикацию книги Коперника своему другу, Андреасу Озиандеру, который был лютеранским пастором. Озиандер, помня о взглядах Лютера, хотел избежать впечатления, будто он опровергает Библию. Без согласия Коперника он вставил в книгу предисловие, в котором говорилось, что представленная в ней теория не предлагается как верная. Это — просто прием или уловка, которая делает математические расчеты положения планет более простыми. Он не подписал это предисловие, и в течение долгих лет люди думали, что его написал сам Коперник. Его использовали как аргумент против системы Коперника: асторономы-традиционалисты утверждали, будто Коперник не верил в свою собственную теорию.
К счастью, Коперник об этом не узнал. Первый экземпляр книги попал к нему 24 мая 1543 г., в самый день его смерти. Книгу положили в руки умирающего, который уже несколько дней бредил, так что он, возможно, даже не понял, что именно он держит в руках.
Однако книга продолжала жить и не погибла. Она называлась «De Revolutionibus Orbitum Caelestium». В те дни ученые книги всегда писались на латыни, которая была языком науки по всей Европе. По-русски это название звучало бы как «Относительно вращения небесных тел».
Эта книга вызвала сенсацию в Европе, и люди сразу же стали спорить о ней. В день выхода книги началась эпоха современной астрономии.
Сегодня нам покажется, что система Коперника настолько проще системы Птолемея, что она должна была бы сразу же победить. Однако этого не произошло. Для победы системе Коперника потребовалось почти сто лет, и на то было несколько веских причин.
Во-первых, система Птолемея с математической точки зрения работала. Она весьма точно предсказывала положение планет — насколько это было видно невооруженным глазом. С точки зрения точности система Коперника ее не превосходила или превосходила совсем немного. Конечно, вычисления при этом были гораздо более простыми, однако она подразумевала, что вся громадная Земля летит сквозь пространство, вращаясь вокруг Солнца. Большинству людей легче было принять несколько более сложные вычисления, чем мысль о летящей в пространстве Земле.
Конечно, существовали способы, с помощью которых по наблюдениям за небесами можно было доказать, что Земля должна двигаться в пространстве, однако такие наблюдения должны были дожидаться изобретения телескопа. В течение первых семидесяти лет после смерти Коперника телескопов не существовало, а до телескопов вопрос заключался только в том, какой тип расчетов предпочитал тот или другой астроном. Некоторое время астрономы не могли отказаться от популярных идей древних греков.
Во-вторых, большинство религиозных деятелей, как католиков, так и протестантов, считали, что Библия стоит на стороне системы Птолемея. По этой причине многие астрономы и другие ученые медлили и не принимали новой теории из религиозных соображений.
В-третьих, Коперник не стал полностью отказываться от системы Птолемея. Несмотря на все, в своих воззрениях он остался греком. Он по-прежнему считал, что планеты составляют часть вращающихся сфер и их движение должно быть сочетанием идеальных окружностей. Для того чтобы его теория объясняла реальное движение планет, он, как и Аполлоний, Гиппарх и Птолемей, вынужден был использовать эпициклы. Общее число круговых движений, которые нужны были Копернику для того, чтобы объяснить планетарные орбиты, с оставило всего 34, по сравнению с 79 Птолемея. Это упрощало вещи, но не настолько, чтобы большинство ученых сочли это важным.
Тем не менее битва началась, и в течение жизни следующих двух поколений шли ожесточенные сражения. Например, итальянский философ Джордано Бруно первым полностью отверг существование небесных сфер. Он также предположил, что космос бесконечно огромен, что существуют неоткрытые планеты, населенные живыми существами. За это его сожгли на костре как еретика в 1600 г.
|