Модернизация Полигонов
В отличие от ТКС, являющихся воплощением самых последних технических достижений, развитие служб и средств космодромов идет более медленными темпами. Многообразие задач, универсальность применения и достаточно интенсивная эксплуатация не позволяют постоянно вести активные строительные работы на стартовых и технических позициях.
Тем не менее в ходе планомерных, выполненных за последнее десятилетие мероприятий многие наземные комплексы и системы американских космодромов поменяли свою «начинку». Основное внимание при проведении модернизации уделяется повышению эффективности средств управления, связи, безопасности, метеорологического обеспечения и прочему. Строительство новых пусковых сооружений становится экстраординарным событием — заново возведенная на м. Канаверал площадка LC-37 стала первым за последние 30 лет стартовым комплексом, построенным с нулевого цикла для ракет среднего и тяжелого класса.
К работам по модернизации Восточного и Западного полигонов ВВС приступили в начале 1990-х годов, что было вызвано крайней изношенностью сооружений, оборудования и коммуникаций, большинство из которых находились в эксплуатации несколько десятилетий. В ходе реализации долгосрочной программы «Автоматизация и стандартизация систем полигонов», стоимость которой оценивается примерно в 2 млрд долл., затраты на эксплуатацию и обслуживание средств космодромов после 2006 г. планируется сократить на 20%.
В начале 2000-х годов общие затраты военного ведомства на эксплуатацию обоих полигонов оценивались в 600—650 млн долл. в год. Соответствующие расходы NASA на обеспечение своих служб в Центре Кеннеди составляли около 1 млрд долл.
Модернизация полигонов ведется по различным направлениям:
— стартовые комплексы ракет (считается, что большая часть предполетной подготовки ракет должна выполняться на технической позиции при максимальной степени автоматизации операций. Технологическое оборудование, средства сборки и обслуживания должны быть общими для всех ракет одного класса);
— вычислительные средства и контрольно-измерительный комплекс (ставится задача сокращения времени подготовки всех наземных средств к новому старту с 2—4 дней до 4— 12 ч. В целях снижения затрат на эксплуатацию многочисленных станций слежения, расположенных вдоль трасс запусков транспортных систем, предлагается шире использовать космические средства. В частности, применение в составе РН приемников навигационной системы GPS и передача телеметрической информации через ретрансляционные спутники позволит не только расширить зону действия контрольно-измерительного комплекса, но и существенно упростить его наземный сегмент);
— средства связи (создается общая коммуникационная сеть, обеспечивающая передачу информации в любом виде. При этом предпочтение отдается спутниковым системам связи. Так, например, летом 1999 г- основные комплексы и сооружения Восточного полигона, в том числе станции слежения на островах Антигуа и Вознесения, были переведены на использование только средств космической радиосвязи);
— безопасность полигона (предусматривается использование нескольких частот в системах аварийного подрыва ракет, что снизит вероятность возникновения помех в эфире при интенсивном радиообмене на этапе предпусковой подготовки и во время полета изделия);
— метеорологическое обеспечение (улучшается работа метеослужб в части увеличения числа регистрируемых параметров состояния погоды у поверхности Земли и в верхних слоях атмосферы, классификации и описания неблагоприятных факторов, повышения степени автоматизации процесса сбора и обработки метеоданных, моделирования погодных условий. В 1998 г. на основе выполненного комплексного исследования метеорологической обстановки на всех основных полигонах и изучения различных атмосферных явлений ВВС совместно с NASA утвердили новые, более мягкие нормы по метеоусловиям при подготовке и проведении стартов, что позволило примерно на 25% сократить задержки и, следовательно, затраты на обеспечение запусков ТКС);
— вспомогательные системы (большая часть агрегатов систем электро— и водоснабжения, транспортных средств, подъездных путей, созданных в конце 1950-х годов, физически и морально устарела, поэтому проводится качественное обновление элементов этих обслуживающих систем);
— обеспечение коммерческих запусков (согласно действующим законам, ВВС имеют право взимать с частных компаний лишь прямые затраты на проведение старта коммерческой ракеты (в зависимости от класса системы эти выплаты составляют 0,5—1,5 млн долл.). Расходы, связанные с обслуживанием стартовых комплексов, их амортизацией и общей модернизацией полигонов, покрываются из фондов ВВС. Однако соответствующие статьи военного бюджета формируются только исходя из количества стартов по правительственным программам. Поэтому при увеличении числа коммерческих запусков неизбежен дефицит средств. В частности, в 2000 ф.г. стоимость текущей эксплуатации полигонов составила 573 млн долл., реально же ВВС располагали лишь 492 млн долл. В связи с этим наиболее эффективным решением проблемы военным специалистам представляется увеличение расценок на обеспечение стартов коммерческих ракет. Несмотря на то что подобные меры могут ухудшить положение американских компаний на международном рынке, предлагается установить целевой сбор на модернизацию полигонов).
В качестве компромиссного варианта сокращения затрат на обслуживание стартовых комплексов, причем не требующего внесения серьезных изменений в законодательную базу, считается их передача в долгосрочную аренду частным компаниям. Подобный подход был успешно реализован в рамках программы EELV, когда корпорации «Boeing» и «Lockheed Martin», получив в распоряжение пусковые площадки, провели их дорогостоящую модернизацию на собственные средства. К недостаткам такой схемы взаимодействия с коммерческими организациями следует отнести незначительные финансовые возможности малых фирм, занимающихся эксплуатацией ракет легкого класса.
Одним из возможных способов снижения затрат на эксплуатацию технических средств полигонов считается предоставление участвующим в их обслуживании сторонним организациям большего доверия и самостоятельности, в том числе и в выборе субподрядчиков. Так, например, некоторое время назад для выполнения текущих работ на Восточном полигоне ВВС заключали с различными фирмами до 40 отдельных контрактов. В 1996 г. было принято решение объединить многие виды работ и подписывать с подрядчиками всего пять крупных контрактов:
1. BSC (Base Support Contract): контракт на обслуживание базы. Он предполагает выполнение таких работ, как проектирование сооружений, прокладка дорог, линий электропитания, подачи воды, газа, проведение аварийно-спасательных и взрывных работ, мероприятий по пожаробезопасности, покраску техники и зданий, поставку автотранспортных и подъемных средств, обеспечение безопасности базы, коммунальных услуг в служебных помещениях и жилом комплексе, выпуск справочников, карт и прочей документации, финансовый и бухгалтерский учет.
2. LOSC (Launch Operations and Support Contract): контракт на обеспечение запусков ТКС и боевых изделий: проектно-кон-структорские работы по зданиям и сооружениям, погрузка и транспортировка изделий, операции с взрывчатыми веществами, контрольно-диспетчерские функции, хранение компонентов топлива, аэродромное обслуживание.
3. RSC (Range Support Contract): контракт на обеспечение служб полигона: эксплуатация и обслуживание радиолокационных средств, систем аварийного прекращения полета изделий, связи с ними, обработки и отображения информации, телеметрии. В рамках этого контракта соответствующие работы выполняются на о. Вознесения и Антигуа.
4. CSC (Communications Support Contract): контракт на обеспечение связи: развертывание и эксплуатация систем связи, компьютерного центра, обслуживание телевизионных, радио и телефонных линий, отладка программных средств.
5. ESC (Environmental Support Contract): контракт по экологическому контролю: очистка территорий от вредных веществ, контроль за чистотой атмосферы, проведение экологических исследований.
За счет подобных изменений в схеме взаимодействия со сторонними организациями ВВС планируют добиться 10—30%-ного сокращения затрат на обслуживание и эксплуатацию технических средств Восточного полигона.
Практика снижения числа подрядчиков оправдала себя в полной мере, поскольку в 1998 г. задачи обслуживания Центра Кеннеди, базы ВВС Патрик и станции ВВС «Мыс Канаверал» были переданы одной фирме «Space Gateway Support». С этой фирмой, которая является совместным предприятием нескольких организаций во главе с корпорацией «Northrop Grumman», NASA и ВВС заключили единый контракт Joint Base Operations Support Contract (J-BOSC), предусматривающий инженерное и административно-информационное обеспечение технических проектов, реализуемых на полигоне, охрана, пожарная безопасность, материально-техническое снабжение, медицинские услуги, экологический контроль и прочее (ранее для проведения этих работ оформлялось около 20 контрактов). Срок действия соглашения был определен пятью годами с возможным его продлением еще на такой же период. При выполнении этого условия стоимость контракта составит 2,2 млрд долл. За счет проведения в подразделениях ВВС и NASA типовых работ одной организацией штат обслуживающего персонала полигона был сокращен на 30%.
В качестве примера деятельности фирмы «Space Gateway Support» можно привести строительство и эксплуатацию подземного трубопровода снабжения гелием стартовых комплексов станции ВВС «Мыс Канаверал». Эта магистраль длиной 14 км была проведена от основного хранилища, расположенного в Центре Кеннеди, до пусковой площадки LC-37 ракет «Дельта-4». Для заправки РН «Атлас-3» и «Титан-4», требующих значительно меньшего количества гелия, данный компонент подвозится в автомобильных цистернах. Тем не менее специалисты изучают возможности прокладки к стартовым позициям этих ракет ответвлений от проложенной магистрали. Кроме того, новый трубопровод может также применяться в качестве запасного резервуара компонента для экстренного снабжения сооружений как станции ВВС, так и Центра Кеннеди.
Начиная с 2001 г. ВВС централизовано проводят обслуживание своих стартовых комплексов, расположенных на Восточном и Западном полигонах. Единым контрактом SRSC (Spacelift Range System Contract) предусматриваются работы по инженерно-техническому обеспечению и снабжению, обоих космодромов, а также ряда станций слежения контрольно-из-мерительного комплекса. Головным исполнителем этих работ, стоимость которых в течение ближайших десяти лет может достичь 1,3 млрд долл., была определена корпорация ITT.
Параллельно с оптимизацией работ по обслуживанию коммерческими организациями Восточного полигона проводятся мероприятия по слиянию административно-технических подразделений ВВС и Центра Кеннеди, выполняющих при подготовке и проведении стартов различных ТКС одинаковые функции. За счет сокращения численности управленческого аппарата этих ведомств предполагается существенно повысить эффективность эксплуатации всего наземного комплекса. Конечной же целью таких реорганизаций является создание единой административной структуры, получившей название «Космодром "Мыс Канаверал"» CCS (Cape Canaveral Spaceport).
|