WalkInSpace.ru - Ракеты семейства «Титан» (Часть 8)
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 100 Далее>>>

Ракеты семейства «Титан» (Часть 8)

Определенной экономии средств, расходуемых при сборке и предстартовой подготовке ракет «Титан-4», ВВС смогли добиться в результате создания новых стартовых ускорителей SRMU (Solid Rocket Motor Upgrade). Отличительной особенностью этих ТТУ является трехсекционный корпус, изготовленный из легких композитных материалов. Только за счет сокращения числа сборочных элементов ускорителей продолжительность работ на технической и стартовой позициях сократилась на 40—45 суток.

Но главной задачей проекта SRMU, на который в 1987— 1996 гг. было израсходовано около 1 млрд долл., стало повышение надежности ракет «Титан-4В» (такое название получили модели с новыми ТТУ). Проанализировав произошедшие в 1986 г. аварии с МТКС «Спейс Шаттл» и ракетой «Ти-тан-34Б», причинами которых стали прогары стенок стартовых ускорителей, ВВС приступили к созданию ТТУ следующего поколения.

В качестве разработчика новых изделий была выбрана фирма «Hercules Aerospace», позднее приобретенная компанией «Alliant Techsystems». Освоенные ею технологии изготовления графито-волоконных корпусов РДТТ качественно отличались от технологий стальных наборных секций 1960— 1970-х годов.

Двигатели ускорителей SRMU, общая длина которых составила 34,3 м, а диаметр 3,2 м, комплектуются нижней и средней секциями длиной по 10 м, а также верхней секцией длиной 5,2 м. Для обеспечения повышенной надежности стыков секций сборочные узлы оборудованы двумя кольцевыми уплотнениями, а не одним, как на предшествующих изделиях. Кроме того, предусмотрены возможности проверки стыков на герметичность уже после сборки ТТУ.

Важным преимуществом ускорителей SRMU также стало использование более теплотворного топлива на 88%-ной основе полибутадиена НТРВ. В результате этого тяга каждого изделия была увеличена до 770 т.

Производство ТТУ налажено на предприятии фирмы «Alliant» в Магна (шт. Юта). Технологический процесс снаряжения нижней и средней секций занимает около 18 часов и включает в себя 11 заливок смеси объемом по 6813 л; для верхней секции готовится пять заливок. Все операции выполняются в автоматическом режиме.

Для управления вектором тяги на новых ТТУ используются поворотные сопла. Хотя гидравлическая система качания имеет двойное резервирование, ее масса существенно ниже оборудования для впрыска в сопло азатного тетроксида.

Несмотря на небольшое увеличение габаритов ускорителей SRMU, подобные новшества позволили довести относительную массу топлива изделия до 0,985, тогда как у прежних образцов она определялась значением 0,862.

Для хранения, предполетного обслуживания и монтажа Ускорителей SRMU на м. Канаверал в 1994 г. был сооружен отдельный корпус SMARF (Solid Motor Assembly and Readiness Facility). Рабочие помещения здания площадью 5600 м2 позволяют одновременно вести работы с шестью комплектами ТТУ.

Модернизации подвергся и центральный блок ракеты «Титанов». Так как новые ТТУ за 145 с своей работы поднимают ракету на большую высоту, то на первой ступени модели стали применяться маршевые двигатели LR-87-AJ-11A с тягой 248,3 т, обеспеченной некоторым увеличением степени расширения сопла. Кроме того, новая РН отличается от предшествующей модели усовершенствованной системой наведения с лазерными гироскопами, системой самоподрыва, а также большим количеством стандартизованного оборудования, повышающим ее эффективность при запусках различных грузов.

По своим энергетическим характеристикам ракета «Титанов», первый старт которой состоялся в начале 1997 г., превзошла свою предшественницу примерно на 25—27%. В комплектации со ступенью «Центавр» модель обеспечивает прямое выведение на стационарную орбиту спутников массой 5,8 т.


К ноябрю 2004 г. было осуществлено 37 стартов ракет «Титан-4». Весной 2002 г. корпорация «Lockheed Martin» завершила производство и передала ВВС две последние ракеты семейства; их полеты предполагается осуществить до 2006 г.

После этого запуски всех тяжелых спутников военного назначения будут осуществляться ракетами, созданными по программе EELV. Входе этого проекта корпорация «Lockheed Martin» разработала семейство «Атлас-5». Выбранное название символизирует продолжение эволюции основных ракет компании— «Атлас» и «Титан».


<<<Назад Страница 100 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика