Ракеты семейства «Титан» (Часть 2)
Первый испытательный полет ракеты «Титан-2» состоялся весной 1962 г., а год спустя эта ударная система была принята на вооружение. При стартовой массе 149,7 т МБР «Ти-тан-2» обеспечивала доставку боевой части массой 3,7 т на расстояние свыше 15 тыс. км.
В 1960 г. общие затраты на всю программу «Титан» оценивались в 4,9 млрд долл. (или около 23 млрд долл. в ценах 2000 г.).
МБР «Титан-2» Еще на стадии разработки МБР «Титан-2» была выбрана NASA в качестве средства выведения пилотируемых кораблей «Джемини». Данное решение было обусловлено высокой надежностью проектировавшегося изделия. Тем не менее для проведения пилотируемых полетов потребовались некоторые дополнительные мероприятия. В частности, большинство основных систем ракеты были сдублированы, маршевые ЖРД оснащены системой обнаружения неисправностей, инерциальная система наведения заменена на радиокомандную, тормозные и верньерные двигатели были демонтированы. В 1964—1966 г. по программе «Джемини» было осуществлено 12 успешных стартов РН «Титан-2», из которых первые два носили статус испытательных и проводились в беспилотном варианте.
В последующие два десятилетия ракета «Титан-2» для орбитальных полетов не применялась. Лишь в 1986 г., за год до снятия МБР с вооружения, ВВС заключили с компанией «Martin Marietta» контракт стоимостью 484 млн долл. на подготовку восьми ракет к выведению КА, а также на модернизацию для их запусков стартового комплекса SLC-4W на базе Ванденберг. Позднее объем заказа увеличился до 14 изделий (всего в распоряжении ВВС тогда находилось 55 списанных МБР), а стоимость контракта возросла до 639 млн долл.
Основные изменения в конструкции ракеты, названной «Титан-20» (или «Титан-230»), пришлись на вторую ступень — на ней был установлен переходник для монтажа полезного груза, усовершенствованная система стабилизации, а также тормозные двигатели; в то же время верньерные РДТТ были сняты. Ракета могла оснащаться различными обтекателями единого диаметра 3,05 м и длиной 6,1—9,2 м.
В стандартном двухступенчатом варианте ракета «Титан-20», стоимость запуска которой определялась в 33—36 млн долл., обеспечивала доставку на полярную орбиту высотой 185 км спутников массой 2,18 т; в комплектации с дополнительным разгонным блоком «Стар-37» ее возможности по выведению грузов на солнечно-синхронную орбиту высотой 546 км возрастали до 3 т.
Первый старт ракеты «Титан-20» состоялся в 1988 г., последний — осенью 2003 г. За это время состоялись полеты 13 ракет (одна осталась неиспользованной), причем все они были успешными. Основными грузами данных транспортных систем стали спутники разведки и метеонаблюдения.
|