Ракеты «Атлас-Центавр» (Часть 6)
Проект «Атлас-ЗВ» стал важным этапом программы создания РН семейства «Атлас-5». 'Последние транспортные системы, разработанные компанией «Lockheed Martin» по программе EELV, также комплектуются российскими ЖРД и ступенью «Центавр», полностью идентичной той, которая используется в составе ракеты «Атлас-ЗВ». Таким образом, в результате успешного запуска этой модели около 85% элементов РН «Атлас-5» прошли летные испытания.
Успешный запуск ракеты «Атлас-ЗВ» значительно укрепил коммерческие позиции корпорации «Lockheed Martin». В результате многолетней целенаправленной работы по усовершенствованию средств выведения влияние компании на международном рынке пусковых услуг существенно возросло, намного превзойдя определенные в начале 1990-х годов показатели — проведение 20% коммерческих стартов.
В то же время при оценке достижений корпорации необходимо учитывать ту огромную роль, которую сыграло сотрудничество с российскими предприятиями, и не только в деле модернизации ракет «Атлас».
В 1993 г. еще до слияния с компанией «Martin Marietta» корпорация «Lockheed» образовала с Научно-производствен-ным центром им. М.В. Хруничева и НПО «Энергия» совместное предприятие «Lockheed-Khrunichev-Energia International» (LKEI) для продвижения ракет «Протон» на международном рынке (Центр Хруничева является разработчиком этих РН, а НПО «Энергия» поставляет к ним верхние ступени).
В 1995 г. корпорация «Lockheed Martin» преобразовала это предприятие в фирму «International Launch Services» (ILS) с более широкими полномочиями и задачами. С тех пор фирма ILS занимается согласованным маркетингом ракет «Протон» и «Атлас», представляя интересы учредителей на конкурсах средств выведения.
Благодаря высоким энергетическим характеристикам ракеты «Протон-К» (4,3 т на переходной орбите), выбранная стратегия оправдала себя в полной мере: уже к концу 1995 г. Фирма располагала заказами на выведение этими РН в последующие три года десяти коммерческих аппаратов, а общая стоимость подписанных контрактов составила около 1 млрд долл.
После начала эксплуатации ракет «Атлас-3» они также были переданы в ведение фирмы ILS. За счет сопоставимых энергетических характеристик этих моделей с российскими РН теперь предоставляются более широкие возможности по взаимной подмене этих транспортных систем, например в случае загруженности или приостановления полетов какой-либо из них.
Подобная практика, позволяющая сократить задержки с запусками КА, впервые была применена в отношении спутника DirecTV-5, который сначала планировалось вывести ракетой «Атлас-2АS» в 2001 г. Однако своевременно аппарат не был подготовлен к запуску, а напряженный график полетов американских РН не позволял осуществить старт в ближайшее время. Для ускорения сроков развертывания спутника заказчикам было предложено (в соответствии с особой статьей контракта) использовать в качестве средства выведения ракету «Протон». В результате запуск аппарата был произведен весной 2002 г. с космодрома Байконур.
Активизация деятельности компании ILS на рынке пусковых услуг не замедлила принести свои плоды. В 2000 г. фирма осуществила 8 успешных стартов ракет «Атлас» и 6 полетов ракет «Протон», в 2001 г. 4 и 2 запуска этих ракет, соответственно. Несмотря на общее снижение грузопотока в космос, в 2001 г. объем продаж компании ILS превысил доходы главного конкурента— консорциума «Arianespace». Таким образом, впервые за последние полтора десятилетия лидерство на рынке коммерческих запусков перешло к российско-американскому предприятию.
В 2001 г. состоялся первый полет ракеты «Протон-М», оснащенной новой верхней ступенью «Бриз-М». В такой комплектации данная транспортная система обеспечивает выведение на переходную орбиту спутников массой 5,5 т. Поэтому теперь компания ILS может конкурировать с самой мощной ракетой европейского консорциума— «Ариан-5».
С началом эксплуатации ракет «Атлас-5» их маркетингом также занимается фирма ILS.
Эксплуатация модели «Атлас-2АS» — последней преемницы легендарной МБР — завершилась в августе 2004 г., осуществленный тогда полет стал 63 для серии «Атлас-2», надежность которой составила 100%, и 584 стартом — за всю историю семейства «Атлас» начиная с июня 1957 г.
|