Ракеты «Атлас-Центавр» (Часть 4)
Увеличение массы стационарных спутников связи вынудило фирму «General Dynamics» продолжать модернизацию своих транспортных систем. Уже в 1992 г. началась эксплуатация новой модели семейства «Атлас-2А» грузоподъемностью 3 т на переходной орбите. Данная РН отличалась модернизированной силовой установкой ступени «Центавр», укомплектованной двигателями RL-10A-4 тягой по 9,4 т и с удельным импульсом 448,9 с. Улучшение энергетических характеристик ЖРД было достигнуто за счет применения соплового насадка из ниобия, который после развертывания доводил степень расширения сопла до 84:1. Ас 1995г. в составе ступени «Центавр» стали применяться усовершенствованные двигатели RL-10A-4-1 тягой 10,1 т (вкл. 6).
В 1993 г. состоялся первый запуск самой мощной модели семейства— ракеты «Атлас-2А8», обеспечивающей доставку на переходную орбиту спутников массой 3,7 т. Основным отличием этой РН от модели «Атлас-2А» стало наличие четырех стартовых ускорителей «Кастор-4А» тягой по 44,2 т каждый.
Каждый ТТУ крепится на трех силовых узлах. Два нижних, размещенных на сбрасываемой хвостовой юбке, воспринимают основные усилия от тяги изделия; верхний работает лишь на поперечные нагрузки. Использование ускорителей потребовало усиления конструкции ступени, что привело к увеличению ее массы на 1,7 т. Кроме того, на донном срезе двигательного отсека был установлен теплозащитный экран. В целях снижения стартовых и тепловых перегрузок одновременно с ЖРД первой ступени включаются только два ТТУ, остальные же в полете. Для отвода пламени сопла ускорителей имеют небольшой (до 11°) наклон от продольной оси изделия.
Ракета «Атлас-2AS» Для ракет «Атлас-2AS» определена следующая программа полета (с указанием основных этапов предстартового отсчета):
Т-3 дня — заправка первой ступени керосином;
Т-515 мин — начало предпусковых операций;
Т-75 мин — заправка ступени «Центавр» жидким кислородом;
Т-55 мин — заправка первой ступени жидким кислородом;
Т-43 мин — заправка ступени «Центавр» жидким водородом;
Т-240 с — переключение оборудования первой ступени на бортовые источники питания;
Т-135 .С — наддув топливных баков;
Т-120 с — переключение оборудования ступени «Центавр» на бортовые источники питания;
Т=0 — включение двигателей первой ступени и двух ТТУ;
Т+56 с — прекращение работы ТТУ;
Т+66,2 с — включение второй пары ТТУ;
Т+91,7 с — отделение первой пары ТТУ;
Т+122,5 с — прекращение работы второй пары ТТУ;
Т+126,2 с — отделение ТТУ;
Т+167,8 с — прекращение работы стартовых ЖРД; Т+171 с — отделение хвостового отсека первой ступени;
Т+217,5 с — сброс головного обтекателя;
Т+283,4 с — прекращение работы маршевого ЖРД первой ступени;
Т+285,4 с — отделение первой ступени;
Т+296 с — первое включение ступени «Центавр»;
Т+588 с — отключение ступени; Т+1420 с — второе включение ступени «Центавр»;
Т+1521 с — прекращение работы ступени;
Т+1523с — стабилизация и закрутка ступени «Центавр»;
Т+1656 с — отделение полезного груза;
Т+2256 с — маневр ухода ступени от полезного груза.
|