WalkInSpace.ru - Ракеты «Атлас-Центавр» (Часть 3)
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 84 Далее>>>

Ракеты «Атлас-Центавр» (Часть 3)

В 1987 г., учитывая изменившуюся обстановку в стране и на международном рынке, компания «General Dynamics» объявила о начале производства 18 коммерческих ракет «Атлас-Центавр». Поскольку фирма не имела ни одного заказа на запуск, проект стоимостью 100 млн долл. финансировался из ее собственных фондов.

Новая ракета, названная «Атлас-1», создавалась на базе модели «Атлас-G». Отличительными особенностями этой транспортной системы стали головные обтекатели диаметром 3,3 м и 4,2 м, применение лазерных гироскопов в системе наведения и усовершенствованный блок обработки бортовой информации.

Использование крупногабаритного обтекателя несколько снизило грузоподъемность ракеты (до 2,2 т), тем не менее, уже в конце 1987 г. фирма «General Dynamics» получила первый заказ на коммерческий запуск; а к весне 1990 г. компания располагала контрактами общей стоимостью 2,5 млрд долл. на выведение 32 космических аппаратов.

Первый полет ракеты «Атлас-1», в ходе которого в космос был выведен принадлежащий NASA научный спутник CRRES, состоялся летом 1990 г.

Ракета «Атлас-1» и ее последующие модификации привлекли заказчиков высокой надежностью (90% — при оценке всего семейства «Атлас-Центавр»), умеренными ценами (55— 60 млн долл.) и достаточно точным соблюдением графика полетов.

Последнее обеспечивалось, во-первых, наличием на м. Канаверал двух стартовых площадок LC-36A и LC-36B, причем первая предназначалась в основном для запусков ракет с военными грузами, а вторая для полетов с гражданскими спутниками. Подобное распределение практически исключало вероятность отмены коммерческого старта из-за необходимости срочного выведения приоритетного правительственного аппарата. Во-вторых, Ра' кеты «Атлас» применялись только для запусков единичных объектов (при групповом выведении вероятность переноса старта значительно выше). И, в-третьих, компания «General Dynamics» ставила перед собой достаточно умеренные задачи: с двух площадок ежегодно планировалось производить до восьми полетов, что предоставляло определенные резервы по времени (основной же конкурент — консорциум «Arianespace» ориентировался на более интенсивную эксплуатацию своих РН: до 9 запусков при одном стартовом комплексе).

Общая продолжительность работ по предполетной подготовке ракет «Атлас» занимала более двух месяцев. Основные компоненты ракеты доставляются на м. Канаверал самолетами С-5А. Установка первой ступени на стартовой площадке производится за 71 день до намеченной даты запуска (Т=0). Через два дня осуществляется подъем ступени «Центавр». Втую-мент Т-45 дней на РН монтируются теплоизолирующие панели и приборное оборудование. ВТ-29дней начинаются контрольные проверки бортовых систем в соответствии с процедурами предстартового отсчета.Предполетная подготовка большинства КА, выводимых в космос с м. Канаверал (не только ракетами «Атлас»), осуществляется на коммерческой основе фирмой «Astrotech Space Operations». На стартовый комплекс LC-36 полезный груз доставляется уже под головным обтекателем в герметизированном состоянии; его монтаж на ракете производится за 13— 8 дней до запуска.

Значительная поддержка компании «General Dynamics» на начальном этапе коммерческой деятельности была оказана со стороны военных организаций. По десять ракет «Атлас» заказали ВМС и ВВС для выведения своих спутников связи UFO и DSCS-3 соответственно. Однако условием получения первого контракта было повышение грузоподъемности ракет до 2,8 т на переходной орбите, а второго — прямое выведение на стационарную орбиту аппарата массой 1,2 т.

В проводившихся конкурсах компания «General Dynamics» победила, представив новую модель семейства— «Атлас-2». Первая ступень этой ракеты характеризуется увеличенным топливным отсеком: бак кислорода был удлинен на 1,7 м, а керосина — на 1 м. В результате чего продолжительность Работы блока возросла до 277 с.

Кроме того, на ступени стала применяться новая силовая Остановка МА-5А (RS-56) общей тягой 220 т на уровне моря.


Двигательная установка МА-5А

Увеличение ее мощности обеспечили усовершенствованные стартовые двигатели RS-56BA тягой по 96,5 т. Эти ЖРД были созданы фирмой «Rocketdyne» на базе маршевого двигателя RS-27 первой ступени ракеты «Дельта». Другим отличием установки МА-5А стало отсутствие верньерных двигателей; но для управления РН по крену после сброса стартовых ЖРД потребовалось установить на переходнике между ступеням** комплект гидразинных двигателей малой тяги.

Схожие доработки были выполнены и со ступенью «Центавр». За счет удлинения баков .масса топлива возросла на 3 т, при этом было увеличено соотношение компонентов для маршевых ЖРД с 5 до 5,5. Среди прочих нововведений следует отметить фиксированные теплоизолирующие панели.

Для доставки спутников DSCS на стационарную орбиту в составе ракеты «Атлас-2» стал применялся дополнительный разгонный блок IABS (Integrated Apogee Boost Subsystem), созданный разработчиком этих аппаратов — фирмой «Lockheed Martin Astro Space». На разработку и изготовление десяти летных образцов ступени было выделено 200 млн долл.

В полете ступень LABS стабилизируется вращением со скоростью 20 об/мин, управляющие команды поступают непосредственно от систем спутника DSCS. При переходе к стационарной орбите изделие работает в течение 60 мин, затем после некоторого участка пассивного полета проводится повторное включение блока продолжительностью 80 с для коррекции параметров орбиты. Отделившийся от ступени спутник DSCS с помощью бортовых двигателей самостоятельно выводится в заданную точку стояния (относительно земной поверхности).

Блок IABS высотой 0,69 м и диаметром 2,9 м имеет массу 1,52 т. Силовая установка изделия комплектуется двумя двигателями R-4D фирмы «Marquardt». Эти ЖРД тягой по 50 кг работают на азотном тетроксиде и ММГ; запас топлива массой 1,25 т размещается в восьми сферических баках, наддутых гелием (установка использует вытеснительную систему подачи).


<<<Назад Страница 84 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика