ГЛАВА 6. Одноразовые ракеты-носители
Закон CSLA изменил статус компаний, эксплуатирующих Ракеты-носители. Если раньше вопросами организации коммерческих запусков занималось NASA, то теперь участники Рынка пусковых услуг взаимодействуют с владельцами КА Напрямую, без посредников. Получив свободу в выработке своей Аелозой стратегии, эти компании в то же время вынуждены ориентироваться на запросы правительственных ведомств — основных своих заказчиков.
С годами доля коммерческой составляющей грузопотока в космос постепенно увеличивалась, достигнув своего пика в 1998 г., когда из 82 осуществленных во всем мире запусков ровно половина пришлась на коммерческие старты. Более того, в то же время, исходя из готовящихся проектов низкоорбитальных систем связи, насчитывавших в своем составе не один десяток аппаратов, интенсивность эксплуатации РН легкого и среднего классов на ближайшее десятилетие прогнозировалась в пределах 50—100 стартов в год.
Однако многие инновационные проекты остались нереализованными, и общая структура .грузопотока приобрела прежние пропорции.
Тем не менее минувшие годы существенно изменили общую ситуацию на рынке. Для обеспечения ожидаемого грузопотока компании, эксплуатирующие транспортные системы, качественно расширили свои возможности по выведению КА. Подобные задачи решались ими различными способами:
— разработкой ракет-носителей нового (для данной компании) класса;
— проведением модернизации имеющихся транспортных систем с целью как снижения, так и увеличения их грузоподъемности (в последнем случае предусматривались мероприятия по повышению маневренности верхних ступеней для группового выведения спутников);
— созданием с другими организациями совместных предприятий для согласованного маркетинга своих ракет.
|