Стартовый комплекс
Запуски аппарата Х-33 планировалось проводить с территории технической зоны Хейстак Бьют (Haystack Butte), расположенной в восточной части базы Эдвардз. Стартовый комплекс, головным разработчиком которого стала корпорация «Sverdrup», разместился на площади 10 га. Его строительство, начавшееся в ноябре 1997 г., длилось пятнадцать месяцев.
Согласно заключенному с заказчиками контракту стоимостью 32 млн долл., корпорацией «Sverdrup» были построены следующие сооружения:
— передвижной ангар с полезной площадью 850 м2 для предстартовой подготовки аппарата Х-33 (обслуживание изделия должно было проводиться на расстоянии 121 м от стартовой площадки, после чего в ангаре доставляться к месту запуска);
— подъемно-монтажное оборудование для установки аппарата на пусковое устройство; эта операция производится за 15 мин после отката ангара;
— стартовая площадка с пламеотводным каналом размерами 10,5 х 9 м (для снижения шумовых нагрузок и охлаждения канала, толщина бетонных стенок которого достигает 0,9 м, предусмотрена система подачи воды с расходом 300 000 л/мин);
— водонапорная башня с баком емкостью 946000 л;
— резервуары для жидкого кислорода и водорода;
— центр управления запуском, расположенный на удалении 1,6 км от пусковой площадки. Общая численность технического персонала на стартовом комплексе определялась 50 специалистами.
МТКС VentureStar на стартовой площадке Постоянное увеличение массы конструкции аппарата Х-33 вносило коррективы и в программу летных испытаний изделия. Уже к началу 1999 г. стало ясно, что установленная максимальная скорость полета М=15 на высоте около 80 км недостижима, и NASA пришлось снизить ее значение до М=13,5, а затем и до М=11 на высоте 50 км.
Исходная программа испытаний предполагала следующие этапы. При первых пяти запусках осуществляются перелеты до аэродрома Майклз (шт. Юта), удаленного от места старта на 720 км. На активном участке продолжительностью 175 с аппарат должен достичь высоты 50 км и развить скорость М=9; планирующий спуск изделия продлился бы 14 мин (вкл. 33). После выполнения полета доставлять обратно к месту старта аппарат Х-33 намечалось с помощью самолета «Боинг-747», применяемого для транспортировки орбитального корабля МТКС «Спейс Шаттл».
Затем в качестве места посадки определялась база ВВС Малм-стром (шт. Монтана). В этом случае дальность перелета составит 1520 км, максимальная скорость — М=13,8, высота — 80 км, продолжительность активного участка — 195 с, а всего полета 24 мин. При этом аэродром Майклз рассматривался в качестве места для аварийной посадки изделия. Считалось, что если отказ двигательной установки произойдет после 20 с полета, то аппарат сможет достичь этого аэродрома, в противном случае он упадет на территорию базы Эдвардз.
Тем не менее база Эдвардз оказалась последним пристанищем аппарата Х-33. Примечательно отметить то, что предложение о консервации аппарата Х-33 выдвинули ВВС.
Сразу же после решения NASA о прекращении финансирования программы компания «Lockheed Martin» обратилась за финансовой помощью к Министерству обороны, выражая готовность подготовить аппарат для отработки военных технологий. В связи с этим Космическое командование ВВС провело изучение вопросов финансирования не только этого, но и других экспериментальных проектов NASA, а именно Х-34 и Х-37. Но осенью 2001 г. по всем трем проектам было дано отрицательное заключение.
По высказанным тогда соображениям, ожидаемые результаты летных испытаний аппарата Х-33 не оправдают высокий технический риск и вложенные средства. Эта модель могла бы стать прототипом трансатмосферного аппарата SOV, который проектируются ВВС для запусков орбитального корабля SMV или ударных платформ. Однако низкая скорость полета модели (М=11) не позволит отработать все технологии, необходимые для системы SOV, крейсерская скорость которой должна быть не ниже М=15. Поэтому в целях создания необходимой элементной базы ВВС отдали предпочтение сотрудничеству с NASA в рамках программы SLI.
Интерес военных к аппарату Х-33 может проявиться вновь с началом реализации в 2003 г. программы FALCON, предусматривающей разработку боевого самолета-разгонщика HCV с крейсерской скоростью полета М=10. Бесспорно одно: головной подрядчик по этому изделию — компания «Lockheed Martin Aeronautics» найдет в нем применение многих технологий, освоенных при создании аппарата Х-33.
Среди основных причин неудачного завершения проекта Х-33 следует выделить следующие:
— стремление руководства NASA к максимальному снижению стоимости и продолжительности разработок за счет освоения типовых, принятых в коммерческой сфере принципов взаимодействия с подрядчиками (в рамках провозглашенной концепции «Быстрее, лучше, дешевле» было решено существенно расширить полномочия компаний, участвующих в федеральных проектах. Однако если при создании космических аппаратов легкого и среднего класса NASA отчасти удалось реализовать эту идею, то для разработки систем повышенной сложности и технического риска подобные подходы оказались неприемлемыми. Даже такая мощная в промышленном и финансовом отношении корпорация, как «Lockheed Martin», не смогла обеспечить должный уровень производства и контроля качества основных элементов аппарата Х-33);
— ошибки в оценке перспективного коммерческого грузопотока в космос (ожидая резкого увеличения спроса на средства выведения, NASA рассчитывало привлечь к финансированию программ Х-33 и RLV частные компании в обмен на право самостоятельной эксплуатации создаваемой МТКС. Однако прогнозы в отношении темпов коммерциализации космоса не оправдались и интерес к новой транспортной системе упал);
— достаточно напряженный график работ по программе не позволил довести ряд экспериментальных технологий до соответствия требованиям, предъявляемым к эксплуатационным изделиям.
При этом следует отметить, что сроки реализации проекта определялись не только исходя из опыта подобных разработок, но и из политических соображений. Контракт на создание аппарата Х-33, как и в случае с программой «Спейс Шаттл», был подписан непосредственно перед президентскими выборами 1996 г. Значимость проекта для правительства была подчеркнута тем, что решение о выборе разработчика было объявлено в торжественной обстановке вице-президентом А. Гором. По первоначальным планам, к проведению демонстрационных полетов аппарата Х-33 намечалось приступить в первой половине 1999 г., то есть предполагалось, что с учетом вероятных задержек по крайней мере первые старты изделия будут произведены перед очередной президентской кампанией с участием вице-президента. Но полеты не состоялись, и в 2000 г. А. Гор проиграл...
|