Спейс Шаттл. Справочные данные твердотоплевный двигатель RSRM
Разработчик — «Thiokol».
Применение— стартовые ускорители МТКС «Спейс Шаттл».
Начало эксплуатации базовой модели -— 1981 г.
Масса — 569,64 т.
Длина — 38,47 м.
Диаметр — 3,71 м.
Материал корпуса — сталь D6AC с минимальной толщиной 1,16 см.
Сопло:
— длина — 4,54 м;
— диаметр критического сечения — 1,37 м;
— диаметр внешнего среза — 3,8 м;
— степень расширения — 7,72;
— материал — сталь D6AC, алюминий (сопловой насадок).
Топливо — ТР-Н1148.
Масса топлива — 501,75 т.
Продолжительность работы — 124 с.
Тяга в вакууме — 1175 т (средняя), 1507 т (максимальная).
Удельный импульс в вакууме — 268 с.
Давление — 45 атм (среднее), 62,1 атм (максимальное).
После утраты «Челленджера» и гибели его экипажа стали высказываться сомнения в обоснованности сделанного в 1972 г. выбора в пользу твердотопливных ускорителей, поскольку в сравнении с жидкостными ракетными блоками они менее управляемы и надежны.
Риск, связанный с применением РДТТ в составе пилотируемой транспортной системы, в полной мере осознавался и принимался руководством NASA. Поэтому на этапе конкурсных предложений по ТТУ агентство рассматривало только те проекты, которые отличались высоким уровнем надежности и безопасности. В этом отношении отданное компании «Thiokob предпочтение было оправдано: эта фирма обладала богатым опытом в создании и производстве РДТТ различных классов. По заказу военного ведомства ею было изготовлено около 3000 ступеней МБР «Минитмен» и 600 ступеней ракет «Посейдон», примерно 900 двигателей компании использовалось в программах NASA, причем без единого отказа.
Важным решением по повышению безопасности экипажа МТКС считается отказ от выведения на ее борту грузов с криогенными разгонными блоками. В связи с чем NASA прекратило работы по двум модификациям ступени «Центавр» (позднее одна из них стала применяться в составе ракеты «Ти-тан-4»). Кроме того, были окончательно аннулированы планы создания многоразовых межорбитальных буксиров — помимо высокого технического риска подобные разработки требовали значительных финансовых средств.
Длительный в 2,5 года перерыв в эксплуатации и снижение интенсивности полетов, приведшие к большой загруженности транспортной системы по правительственным программам, стали основанием для запрещения использования ее для выведения коммерческих спутников. (Запуски аппаратов, принадлежавших частным компаниям, стали осуществляться уже с пятого старта МТКС, а с 1988 г. предполагалось проводить аукционную распродажу объема отсека полезного груза ОС с начальной ценой в 74 млн долл. по курсу 1982 г.)
Общее сокращение числа полетов системы сделало нерентабельным содержание ради единичных запусков на полярные орбиты стартовой площадки SLC-6 на базе Ванденберг; и в 1986—89 гг. была проведена поэтапная консервация основных сооружений этого комплекса стоимостью 3, 2 млрд долл.
Вышеназванные директивы существенно снизили целевую эффективность МТКС «Спейс Шаттл». Планы улучшения энергетически^ характеристик системы, расширения диапазона достижимых орбит и зон обслуживания КА, получения дивидендов от выведения коммерческих грузов и т.п. оказались нереализованными. В итоге национальная программа исследования космоса с участием человека, ранее предусматривавшая использование многочисленных наземных и космических средств, оказалась напрямую зависимой только от возможностей орбитальных ступеней МТКС.
|