Немецкие корни (Часть 2)
Всего за годы войны было произведено нескольких тысяч запусков ракет А-4. В конструктивном отношении эта ударная система оказалась настолько удачной, что впоследствии на ее основе было создано несколько экспериментальных американских и советских ракет.
Усовершенствованием ракеты А-4 занимались и немецкие специалисты. Для увеличения дальности стрельбы был создан крылатый вариант изделия, получивший обозначение А-4Ь. После входа в плотные слои атмосферы несущие поверхности общей площадью 13,5 м2 обеспечивали планирующий сверхзвуковой полет на расстояние до 600 км.
В январе 1945 г. были произведены запуски двух опытных образцов ракеты А-4Ь. Первый старт оказался неудачным. Вторая же ракета выполнила большую часть программы испытаний: после баллистического спуска аппарат в штатном режиме перешел в планирующий полет со скоростью М=4. Однако из-за превышения аэродинамических нагрузок изделие разрушилось. Ракета А-4Ь стала первым крылатым аппаратом, преодолевшим сверхзвуковой барьер, а установленный ею рекорд скорости продержался свыше десяти лет (до полетов американского самолета Х-15).
Дальнейшее развитие проекта А-4Ь предусматривало увеличение площади несущих поверхностей ракеты (модель А-9) и создание разгонного блока А-10. Предполагалось, что жидкостный ускоритель массой 85,2 т обеспечит разгон ракеты А-9 массой 16,3 т до скорости 1,2 км/с на высоте 24 км. После разделения блоков первую ступень предполагалось спускать на парашютах для спасения и повторного использования хотя бы маршевых двигателей; вторая же ступень А-9 продолжит активный полет до скорости примерно 2,8 км/с, затем начнется ее движение по баллистической траектории, а после входа в плотные слои атмосферы планирующий полет к цели. Радиус действия такой ударной системы с боезарядом массой 1 т оценивался в 4800 км.
Крылатая ракета А-4b Также рассматривался пилотируемый вариант ракеты А-9 с вертикальным стартом и обычной горизонтальной посадкой. Дальность полета такого аппарата могла составить 640 км при средней скорости М=2.
Небольшой кружок энтузиастов космических полетов во главе с В. фон Брауном одновременно занимался и проектированием транспортных систем, способных доставлять грузы на околоземные орбиты. Так, например, трехступенчатая ракета А-11 предусматривала создание разгонной ступени для связки блока А-10и орбитальной ступени А-9; ракета А-12 грузоподъемностью 30 т комплектовалась блоками А-11 и А-10, причем последняя ступень также оснащалась несущими поверхностями.
Однако подобные планы уже не могли быть востребованы — страна приближалась к краху. (Более того, работы по космической тематике послужили поводом для кратковременного ареста в 1944 г. В. фон Брауна и двух его помощников, которым были предъявлены обвинения в саботаже проекта А-4. Реальной же причиной являлось отклонение фон Брауном личного предложения рейхсфюрера Гиммлера о переводе центра Пенемюнде в структуры СС.)
Успехи немецких ракетчиков заинтересовали руководство всех стран антигитлеровской коалиции. После войны В. фон Браун и В. Дорнбергер благополучно обосновались в США. Активными, но безрезультатными поисками Э. Зенгера, скрывшегося во Франции, занимались советские спецслужбы. Не удалось убедить Зенгера переехать в Америку и Дорнбергеру при их личной встрече в 1952 г.
Поводом для состоявшихся переговоров послужило то, что Дорнбергер, ставший научным консультантом компании «Bell Aircraft», инициировал исследовательские работы по стратегическому бомбардировщику Bomi («Bomber-Missile»). В рамках данного проекта, позднее названного по имени автора, рассматривалось целое семейство пилотируемых боевых систем различных классов. В отличие от баллистических ракет подобные летательные аппараты обладали лучшими показателями по точности нанесения ударов, а также допускали возможность отмены боевого задания без утраты материальной части.
Все модификации системы Bomi предполагалось комплектовать двумя ступенями самолетного типа, состыкованными по пакетной схеме. Первая ступень одного из вариантов должна была иметь характеристики: длина — 30,5—36,6 м, размах крыла — 18,3 м, взлетная масса — 182—272 т, экипаж два человека. Ракетоплан оснащался пятью ЖРД тягой по 70 т, работающими либо на высококипящих компонентах топлива (НДМГ и азотном тетроксиде), либо на жидком кислороде и углеводородном горючем. Вторая ступень, пилотируемая одним летчиком и рассчитанная на суборбитальный полет, определялась такими параметрами: длина — 15,2—18,3 м, размах крыла— 9,14—12,2 м, взлетная масса— 90,7 т, силовая установка состоит из трех ЖРД с общей тягой 50—63 т, конструкция планера изготавливается из титановых сплавов с радиационным охлаждением.
Старт такой системы предполагалось осуществлять вертикально с одновременным запуском двигательных установок обоих ракетопланов. В начале полета подача компонентов топлива в верхнюю ступень осуществляется из баков первой, после отделения на 130-й секунде вторая ступень, переключившись на собственный запас топлива, разгоняется до скорости 3,75 км/с. Отделение боезаряда, например атомной бомбы массой 1,8 т, должно было осуществляться на высоте 30,5—61 км. Для повышения точности попадания предполагалось использование системы радиоуправляемого наведения с борта ракетоплана.
Один из вариантов второй ступени ударной системы Bomi Для выведения второй ступени с полезным грузом 6,4 т на околоземную орбиту проектировалась более мощная транспортная система массой до 426 т и общей тягой при старте 500 т. В этом варианте габариты системы увеличивались на 20—25%, длина первой ступени определялась 36,6—44 м, а второй — 18,8—23 м.
Используя подготовленные по проекту Bomi материалы, ВВС изучали возможности создания боевых систем различного назначения: от высокоскоростного самолета-разведчика до орбитального бомбардировщика. В гражданских целях компания «ВеИ» предлагала разработать пассажирский авиалайнер, который бы смог осуществлять перелеты от одного побережья США к другому за 75 мин с максимальной высотой траектории 44,4 км.
Однако ни один из вариантов проекта Bomi не получил дальнейшего развития — в середине 1950-х годов при создании систем вооружений стратегического назначения предпочтение было отдано более простым и дешевым МБР, а работы по боевым космическим аппаратам велись замедленными темпами вследствие скептического отношения к ним правительства и Конгресса. Тогда основное внимание ВВС и Национального консультативного комитета по аэронавтике NACA (предшественника современного NASA) уделялось лишь экспериментальным проектам, имевшим целью изучение отдельных проблем высотных и сверхзвуковых полетов.
Ситуация изменилась 4 октября 1957 г.
|