РАЗДЕЛ 2. Разработки NASA
Новые задачи NASA по подготовке к повторной высадке астронавтов на поверхность Луны и расширению исследований дальнего космоса с участием человека, определенные президентом Дж. Бушем-младшим в начале 2004 г., существенно изменили тематику работ агентства в области транспортных космических систем. Для достижения поставленных целей потребуются совершенно другие средства выведения грузов в космос, нежели те, которые прорабатывались NASA в течение последних двух десятилетий.
В прошедшие годы исследования космического пространства, несколько утратив былую общественно-политическую доминанту, приобрели более практический и даже коммерческий характер. В результате значительно большее внимание стало уделяться экономическим аспектам осуществляемых проектов, в том числе и вопросам снижения стоимости доставки грузов на околоземную орбиту (подобные изменения коснулись в первую очередь разработок NASA, ибо реализация военных программ сопровождается большим консерватизмом и высокой целевой эффективностью используемых средств).
Поэтому сразу же после начала полетов МТКС «Спейс Шаттл» NASA стало изучать возможности улучшения эксплуатационных характеристик этой транспортной системы, экономические показатели которой оказались гораздо хуже прогнозировавшихся. Однако никакие проекты ее усовершенствования или создания новых средств выведения с использованием ее весьма дорогостоящих компонентов не удовлетворяли предъявляемым требованиям.
После президентской директивы «Политика в области ТКС» от 1994 г. NASA сосредоточило свои усилия на подготовке элементной базы и определении проектного облика многоразового средства выведения второго (после системы «Спейс Шаттл») поколения. Окончательное решение о непосредственной разработке новой МТКС, получившей название «Reusable Launch Vehicle» (RLV), предполагалось принять после демонстрационных полетов ее масштабных моделей.
Первоначально перед NASA была поставлена задача создания транспортной системы в прямом смысле «нового поколения» — к реализации был принят проект одноступенчатого летательного аппарата. Однако практически с самого начала работы по программе RLV, отличавшейся также некоторыми административно-организационными нововведениями, сопровождались многочисленными проблемами, которые привели в конечном счете к пересмотру всей концепции проекта.
В 2001 г. NASA приступило к широкомасштабным НИОКР по двухступенчатой МТКС. Но и в этом случае успех не был достигнут.
Тем не менее значительный технологический задел, освоенный агентством в последнее время, не должен пропасть даром, поскольку проектно-конструкторские работы по многоразовым средствам выведения и трансатмосферным аппаратам продолжаются военными организациями. При этом следует учитывает то обстоятельство, что^же многие годы NASA совместно с Министерством обороны занимаются формированием единой базы данных по технологиям, созданным по заказам обоих ведомств. За счет упрощения механизма обмена научно-технической информацией и готовыми изделиями существенно сокращаются как стоимость, так и сроки создания новых транспортных систем.
|