Этапы выполнения программы
Работы по программе EELV были разбиты на три этапа. В ходе первого из них, длившегося с сентября 1995 г. по ноябрь 1996 г., определялся проектный облик будущих средств выведения и составлялся перечень уже созданных на базе современных технологий систем и блоков, с помощью которых предлагалось проводить модернизацию существующих ракет-носителей. Кроме того, готовились мероприятия по максимальному снижению технического риска при реализации проекта.
В работах первого этапа программы EELV на конкурсной основе принимали участие четыре промышленных компании. С каждой из них были заключены контракты стоимостью по 30 млн долл.
Компания «Alliant Techsystems» проектировала семейство РН на базе твердотопливного ускорителя SRMU, созданного ею для ракеты «Титан-4В». Модель легкого класса с поперечным делением ступеней комплектовалась двумя РДТТ и верхней ступенью с ЖРД. Для обеспечения запуска аппаратов среднего класса ракета оснащалась двумя полномасштабными ускорителями SRMU. В составе тяжелой РН предполагалось использовать жидкостный центральный блок.
Ракета-носитель корпорации «Boeing» представляла собой криогенный центральный блок, который при необходимости может комплектоваться твердотопливными ускорителями. В целях снижения стоимости выведения грузов первая ступень этой РН оснащалась многоразовой силовой установкой. После прекращения работы ступени двигательный отсек с двумя кислородно-водородными ЖРД SSME, применяемыми на МТКС «Спейс Шаттл», должен отделиться от ракеты и с помощью парашютной системы приводниться в океане.
Компании «Lockheed Martin» и «McDonnell Douglas» проектировали схожие по своей компоновке транспортные системы — первая ступень для всех моделей семейства и стартовые ускорители для ракеты тяжелого класса создавались на базе одного жидкостного блока. Если первая из этих компаний в качестве базовой модели семейства использовала ракету «Ат-лас-3», то проект второй предусматривал создание нового криогенного блока, который мог бы комплектоваться верхними ступенями ракет «Дельта-2» и «Дельта-3».
В декабре 1996 г. на основе представленных фирмами материалов ВВС выбрали двух подрядчиков на выполнение второго этапа работ по программе EELV. Ими стали компании «Lockheed Martin» и «McDonnell Douglas» (последняя фирма после покупки в 1997 г. корпорацией «Boeing» получила новое название— «Boeing Expendable Launch Systems»); с каждой из них были заключены контракты по 60 млн долл.
Комментируя результаты конкурса по программе EELV, специалисты отметили следующий факт. Выбрав для решения задач транспортного обеспечения перспективных проектов жидкостные ракеты-носители, ВВС, как государственное ведомство, отказались от использования в ближайшие годы мощных твердотопливных двигателей, технология производства которых совершенствовалась, в первую очередь в рамках правительственных программ, в течение нескольких десятилетий.
Входе второго этапа программы EELV, завершившегося в середине 1998 г., выбранные компании работали над техническими проектами своих ракет. Согласно ранее утвержденным планам после анализа этих проектов ВВС должны были определить одного головного разработчика ракет семейства EELV и заключить с ним основной контракт стоимостью около 1,5 млрд долл., который предусматривал начало производственного цикла, изготовление опытных образцов ракет среднего и тяжелого классов и проведение в 2001— 2003 гг. их демонстрационных запусков. Однако осенью 1997 г. из-за опасений монополизации рынка запусков по правительственным программам было решено отказаться от идеи разработки одного семейства. Руководством ВВС было признано целесообразным создание ракет двух типов; причем ни бюджет, ни сроки реализации программы существенно не изменились.
В октябре 1998 г. ВВС официально определили компании «Boeing» и «Lockheed Martin» головными разработчиками ра-кет-носителей EELV. С каждой из них были заключены контракты стоимостью по 500 млн долл. на завершение проектно-конструкторских работ по новым транспортным системам, а также отдельные соглашения по выведению с их помощью военных спутников в период 2002—2006 ф. гг. Согласно достигнутым тогда договоренностям компания «Eoeing» должна была подготовить к запускам 19 своих ракет общей стоимостью 1,38 млрд долл., а у компании «Lockheed Martin» закупалось 9 ракет стоимостью 650 млн долл. Позднее заказ на выведение двух аппаратов, зарезервированных для последних ракет, ВВС передали корпорации «Boeing», в результате чего стоимость ее контракта возросла до 1,5 млрд долл.
|