WalkInSpace.ru - ВВЕДЕНИЕ
Главная Новости Форум Поиск



Авиационно-космические системы США

<<<Назад Страница 2 Далее>>>

ВВЕДЕНИЕ

Катастрофа 1 февраля-2003 г., в результате которой была утрачена орбитальная ступень «Колумбия» системы «Спейс Шаттл» и погибли семь астронавтов, потребовала внесения значительных корректив во всю национальную космическую программу США. Приостановление, а в последующем снижение интенсивности эксплуатации этой многоразовой транспортной системы из-за сокращения числа ее орбитальных ступеней существенно затруднило реализацию многих проектов с участием человека, так как иных средств выведения людей в космос у США не было и в ближайшей перспективе не появится.

Поэтому проектирование новой пилотируемой транспортной системы стало одной из приоритетных задач американской космической программы. Для ее создания потребуется лет десять. Если же объявленная в начале 2004 г. президентская инициатива о повторной высадке астронавтов на Луну к 2020 г. начнет воплощаться в жизнь, то разработка необходимой ра-кетно-космической системы займет гораздо больше времени.

Таким образом, основной груз транспортного обеспечения космических проектов ближайших лет ложится на ракеты-но-сители «Атлас-5» и «Дельта-4», первые старты которых состоялись в 2002 г. Трагедия «Колумбии», полностью затмив эти события, особо подчеркнула их важность и своевременность.

Разработка семейств ракет «Атлас-5» и «Дельта-4», модели которых рассчитаны на запуски космических аппаратов среднего и тяжелого классов, велась в рамках программы EELV, инициатором и заказчиком которой стало правительство США. Данное обстоятельство сразу же придало ей общенациональное значение, ибо последний такого уровня федеральный проект — создание ракеты «Титан-4» — был предпринят в 1984 г.

Программа EELV была одним из элементов долгосрочного плана обновления всего парка транспортных космических систем, принятым к реализации в 1994 г. Среди прочего этим планом предусматривалось и начало проектно-конструктор-ских работ по новому многоразовому средству выведения, которым после 2005 г. предполагалось заменить систему «Спейс Шаттл».

Таким образом, несмотря на то, что не все из задуманного тогда удалось воплотить в жизнь, середина 1990-х годов стала своеобразной вехой в развитии аэрокосмических систем США, и это определило временное начало данного повествования.

Ситуация, сложившаяся в аэрокосмической отрасли США в начале 1990-х годов, оценивалась представителями государственной власти и промышленности как достаточно сложная. Имевшаяся в наличии правительственных ведомств номенклатура средств выведения космических аппаратов (КА) не отвечала, в первую очередь по экономическим показателям, требованиям федеральной программы создания перспективной космической инфраструктуры. Так, например, затраты на транспортное обеспечение только военных проектов в период 2001—2020 гг. при использовании ракет «Атлас-2», «Дельта-2» и «Титан-4», созданных в основном на базе технологий 1960-х годов, достигли бы 20 млрд долл., что превышало ожидаемые бюджетные ассигнования на подобные задачи.

Многоразовая транспортная космическая система (МТКС) «Спейс Шаттл», в основном удовлетворяющая потребностям в зацусках гражданских объектов, могла бы при выполнении поэтапной модернизации отдельных блоков эксплуатироваться вплоть до 2030 г. Однако на выполнение подобных работ до 2005 г. потребовалось бы израсходовать около 6 млрд долл., но и после этого удельные затраты на выведение грузов в космос остались бы чрезвычайно высокими.

В связи с этим возникла необходимость качественного обновления всего парка транспортных космических систем (ТКС). Однако различные, часто противоречивые требования к перспективным средствам выведения со стороны Министерства обороны и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства («National Aeronautics and Space Administration», далее NASA) — основных федеральных ведомств, занимающихся космическими разработками, не позволяли выработать концепцию одной универсальной ТКС.

Каждая из названных организаций провела самостоятельные исследования по определению оптимальной номенклатуры средств выведения КА, которая позволила бы максимально сократить затраты на транспортное обеспечение перспективных программ. Полученные результаты были переданы руководству страны.

На основе представленных материалов в августе 1994 г. Президентом У. Клинтоном была подписана директива «Политика в области ТКС» (Space Transportation Policy), определившая пути развития средств выведения на ближайшее десятилетие. В соответствии с этим документом Министерству обороны предписывалось приступить к широкомасштабной модернизации одноразовых ракет-носителей (РН), a NASA должно было начать опытно-конструкторские разработки по МТКС второго (после системы «Спейс Шаттл») поколения.


<<<Назад Страница 2 Далее>>>



WalkInSpace.Ru

Правила:

«Путешествие в космос» © 2024

Использование материалов допускается при условии указания авторства WalkInSpace.ru и активной ссылки на www.WalkInSpace.ru.

Используются технологии uCoz


Яндекс.Метрика