РАЗДЕЛ VI. Баллистико-навигационное обеспечение управления полетом КА
Ничто не происходит без достаточного основания М. Ломоносов
Лишь в конце работы мы обычно узнаем, с чего нужно было ее начинать. Б. Паскаль
Важнейшей и неотъемлемой частью реализации как любой космической программы в целом, так и полетов отдельных КА в рамках каждой из них является баллистико-навигационное Обеспечение (БНО) космического полета.
Под БНО понимают самостоятельный, высокого уровня практической направленности раздел обсуждаемой науки, отражающий постановку задач, методов и алгоритмов их решения, а также комплекса технологических и вычислительных процедур, используемых при проведении всего цикла исследовательских, проектно-конструкторских и расчетных работ на этапах подготовки, планирования, осуществления и анализа промежуточных, а также конечных результатов космического полета в части, связанной с его динамикой, т. е. движением центра масс КА, его ориентацией и стабилизацией.
Наиболее общей и широко распространенной для современных КА является комбинированная схема управления полетом. Причем под управлением космическим полетом в контексте обсуждаемых здесь проблем принято понимать полную совокупность выполняемых операций и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих рсшепие поставленных перед полетом научных и прикладных задач с момента выведения КА на орбиту до передачи результатов полета заинтересованным потребителям.
В составе указанной выше комбинированной системы управления полетом обычно выделяют три управляющих звена: наземные средства в виде наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ), экипажа КА и бортовых средств в виде бортового контура управления (БКУ). Достоинствами комбинированной схемы являются:
► резервирование способов и средств управления, повышающее надежность выполнения задач полета и его безопасность;
► обеспечение возможности максимального освобождения экипажа от функций управления при выполнении стандартных операций полета;
► представление экипажу возможности непосредственного выполнения основных функций управления полетом при осуществлении наиболее сложных операций и фаз полета. Таким образом, хотя в процессе космического полета не исключается функционирование КА в сугубо автономном режиме, управление полетом не может быть осуществлено без широкого и, главное, эффективного использования наземных средств. Это объясняют прежде всего тем, что возможности наземных средств несоизмеримо шире по сравнению с бортовыми средствами К А.
Текущее управление полетом, осуществляемое в реальном либо, по крайней мере, на ограниченно малом отводимом для этого интервале времени, трактуют как оперативное управление полетом.
Процесс управления полетом, в том числе оперативный, предполагает использование технических средств, объединенных в автоматизированную (полуавтоматическую) командную систему управления, элементом которой, соответствующим единой в территориальном отношении структуре, является Центр управления полетами (ЦУП), оснащенный мощными информационно-вычислительными средствами, узлом связи с наземными измерительными пунктами (НИП) командно-измерительного комплекса (КИК), комплексами инженерного обеспечения всех средств, располагающий помещениями для работы оперативных групп управления и специализированных служб.
Эффективность работы НАКУ в значительной степени определяется научно-техническим уровнем его программно-матема-тического обеспечения (ПМО).
Под ПМО НАКУ принято понимать совокупность алгоритмов системных и прикладных программ, описаний и инструкций, обеспечивающих автоматизированное решение задач планирования полета, баллистико-навигационного обеспечения, диагностики работы подсистем формирования ко манд но-программной информации, обработки данных телеметрии, а также организацию информационных и вычислительных процессов в сети НАКУ и орбитального объекта при рациональном распределении управления между бортовыми и наземными контурами системы управления К А.
С учетом изложенного обсуждение проблем БНО, точно так же, как более широкого понятия управления космическими полетами, должно включать в себя:
► научно-теоретические аспекты формулировки и решения системных задач, входящих в реально функционирующую сложную систему управления полетом КА.
► математические и модельные аспекты функционирования НАКУ в целом и автоматизированной системы управления технологическим циклом БНО в частности;
► организационно-техническую сторону оперативного управления полетом, включающую обеспечение наилучшего взаимодействия всех специалистов и служб на всех этапах полета, а также руководство действием экипажа и (или) бортовых систем, передачу на борт всей необходимой информации, дистанционное управление КА с Земли, а также координацию работы наземных средств слежения за КА и систем обработки поступающей с него информации.
|