15.1. Коридор входа
ФАКТИЧЕСКИЙ (РЕАЛИЗУЕМЫЙ) КОРИДОР ВХОДА меньше теоретического как из-за реальных атмосферных возмущений, отличных от расчетных при моделировании снижения СА, так и из-за различных не строго учитываемых факторов (ошибок определения начальных условий КА при входе, отклонений проектно-баллис-тических параметров СА от расчетных, инерционности, ошибок в работе СУС, нестационарности процессов теплообмена и теп-лонагружения аппарата и др.)- Существование фактического коридора входа позволяет гарантированно решать задачу безопасной и точной посадки СА при любых реальных условиях снижения. Кроме того, знание фактического коридора входа позволяет оценить величину максимально допустимых ошибок системы наведения на подлетном участке траектории движения КА.
Здесь уместно ввести понятие подлетного или навигационного коридора входа, который определяют точностью работы систем навигации и коррекции аппарата на подлетном участке траектории. Навигационный коридор характеризует ошибки входа СА в плотные слои атмосферы; его знание позволяет сформулировать требования к основным проектно-баллистическим характеристикам СА. В настоящее время можно при исследованиях ориентироваться на величину подлетного коридора порядка ±(6...12) км при скоростях входа, меньших 20 км/с [75]. Очевидно, что обязательным условием посадки является требование, чтобы реализуемый коридор был больше или, в крайнем случае, равен подлетному коридору.
С увеличением скорости входа (от сверхкруговой до гиперболической) ширина коридора входа — теоретического и реализуемого — заметно уменьшается. В частности, уже при скорости входа 13...14 км/с баллистический спуск становится невозможным и для обеспечения посадки необходимо использовать СА специальной геометрической формы с величиной аэродинамического качества К > 0 [46, 75].
Решение задачи безопасной и точной посадки СА в заданном районе при гиперболических скоростях входа требует разработки специальных способов управления, нахождения нетрадиционной геометрической формы СА, существенного повышения точности определения начальных параметров входа СА в атмосферу и т. д. Кроме того, значительно увеличивается теплонап-ряженность на траектории снижения, так как при таких скоростях решающее влияние оказывают тепловые потоки излучения (помимо конвективных). Для пилотируемых КА одной из основных проблем является обеспечение безопасного перегрузочного режима, поскольку длительность действия предельных перегрузок превышает допустимый для космонавта предел.
|