Работы по авиацииРаботы К.Э.Циолковского по авиации занимают значительное место в научном
творчестве ученого.
Первый в мире самолет, на котором была установлена паровая машина, был
построен в России Александром Федоровичем Можайским в 1881 году.
Затем к созданию самолетов приступил целый ряд энтузиастов в России, Франции,
США, Англии и других странах.
Уже в первые десятилетия XX века были созданы самолеты, способные летать
благодаря мощности собственного мотора и выполнять полет в течение минут, а
затем и часов. К.Э.Циолковский внимательно следил за достижениями
авиаконструкторов и летчиков.
Совершенствование двигателей внутреннего сгорания сделало возможным создание
легкого и достаточно мощного авиационного двигателя. Первыми поставили на
самолет двигатель внутреннего сгорания американские механики братья Райт. Первый
полет был совершен ими в 1903 году.
К.Э.Циолковский в 1894 году опубликовал свой труд "Аэроплан или птицеподобная
(авиационная) летательная машина". Знаменательно не только то, что Циолковский
предложил схему моноплана со свободнонесущими крыльями, близкую современной, но
и то, что он подробно ее исследовал, проанализировал как с точки зрения
прочности конструкции, так и с точки зрения аэродинамики.
В изданной в 1929 году работе "Новый аэроплан" Циолковский дал описание
конструкции самолета, состоящей из нескольких веретенообразных полых тел,
образующих крыло. В этой, как и в последующих работах по авиации, Циолковский
обосновал неизбежность замены поршневых двигателей с воздушным винтом
реактивными двигателями. В работе "Реактивный аэроплан" (1930г.) он дал критическое сравнение самолетов
поршневых с реактивными самолетами и доказал возможность создания реактивного
самолета с неизмеримо большими скоростями.
Схема и расчет стратосферного самолета с двигателем, который мы сейчас
относим к воздушно-реактивным, даны ученым в работе "Стратоплан полуреактивный" (1932г.). "За
эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или
аэропланов стратосферы", - писал он.
Проблеме создания двигателя и высококалорийного горючего для реактивного
самолета посвящен целый ряд работ Циолковского: "Реактивный двигатель" (1929г.),
"Как увеличить энергию взрывных тепловых двигателей" (1931г.) и "Сжиматель газа"
(1931г.).
Профессор В.А.Семенов, исследователь трудов К.Э.Циолковского в области
авиации, писал "В своих трудах К.Э.Циолковский на основе развитой научной
интуиции и чисто теоретических соображений предвидел конкретные формы на
обозримом пути развития авиации".
|